Охарактеризовать политические учения Западной Европы во второй половине XIX ст
Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества. Энгельс-АНТИДЮРИНГ» марксизм отвергаг позитивистские трактовки природы,познания и общества. Маркс-«Капитал»,»Програмные тезисы Манифест комунистической партии»-пролетариат совершил революцию,он сосредотачивает в своих руках средства производства (у гос-ва). Политическая власть-организационное насилие одного класса для подавления другого.Орудием руководства явл-ся публичная власть. -отмена частной собственности- Определяющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играют экономические (производственные) отношения, составляющие базис общества, которым обусловливается и соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Согласно такому подходу вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное и буржуазное (капиталистическое )
Маркс создавал свое учение на основе учении предшественников (социалистов-утопистов, которые видели неправомерность системы, Т. Мор «Остров Утопия»). Они мечтали о лучшем без знания методов рассуждения, национальная утопия. Есть идеалы, которые не соответствуют действительности. Социалистический утопизм был одним из корней марксизма. Вторым корнем была немецкая классическая философия. (Л. Фейербах в Х1Х веке усомнился в божественном происхождении сущего и считал, что следует объяснить мир с материальной точки зрения) Г. Гегель - оставаясь на идеалистической позиции развил идеалистический подход, когда количество переходит в качество, через отрицание к позитивному метафизическому материализму. Фейербах и идеалистическая диалектика – второй корень марксизма. Третья британская политэкономия (Смит и Картер), которые объясняют капиталиситические рыночные отношения с единой позиции буржуазии, все справедливо. Каждый источник был творчески проработан во 2й пол. 19 века Марксом и Энгельсом, определив пути строительства общества.,что сделало соц. научным, соединив материализм с диалектикой, он создал диалектический материализм и исторический материализм, раскрыв механизм создания прибавочной стоимости – раскрыл механизм эксплуатации, 3 части: - политическая экономика - исторический диалектический материализм - социализм идеалистических позиций буржуазии, принцип «все справедливо». Согласно К. Марксу: - всемирная история начинается с капитализмом, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта; - буржуазия путем эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических государствах, но и в масштабах всего мира. - в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т.е. капитал, развивается и пролетариат. - международные отношения в экономическом плане становятся отношениями эксплуатации. - в плане же политическом они становятся отношениями господства и подчинения и, как следствие — отношениями классовой борьбы и революций. - самым национальный суверенитет, государственные интересы вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества, в котором господствует капиталистическая экономика и движущей силой которого является классовая борьба и всемирно-историческая миссия пролетариата. «Национальная обособленность и противоположность народов, — писали К. Маркс Ф. Энгельс, — все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни». Шопенгауэр,Спенсер,Ницше Фридрих Вильгельм Ницше (1844 –1900). Вопросы политики, государства и права освещаются, в частности, в таких его работах, как "Греческое государство", "Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воли. Представления о прогрессивном характере развития он считал ошибочными.Ценность, согласно Ницше, – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству, и являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть. Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).С различными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции: высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногочисленного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование. Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каждый вид бытия имеет свое преимущество. Справедливость, по Ницше, состоит в том, что люди не равны, и правовая справедливость, таким образом, исходит из принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов – в зависимости от того, относятся ли они к сильным, аристократическим верхам или представляют собой ординарные "нули" толпы, смысл и предназначение которой – в служении "вождям" и "пастырям" стада. Человек сам по себе, взятый вне контекста его служения верхам, не обладает ни правами, ни достоинствами, ни обязанностями. Идеологи фашизма и национал-социализма объявили Ницше своим предтечей. Обходя те аспекты ницшевского учения, которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией. Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма. Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них – Герберт Спенсер (1820—1903) – был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная его работа – "Система синтетической философии" (1862—1896 гг.). Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. "Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи". Общество взаимодействует с окружающей средой (природа и – или – другие общества) и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складывается государство: "Правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ". Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной системы; общество как организм подчинено главному нервному центру и построено иерархически: центр – подцентры – под-подцентры и т.д.; место индивида в социальной иерархии определяется его статусом; жизнь, свобода, собственность Спенсер с тревогой писал о возрождении и усилении ряда характерных черт военного общества в Германии, Англии, Франции, о развитии и увеличении армий, росте бюрократического аппарата, усилении роли правительства и его вмешательства в торговлю, промышленность, трудовые и другие отношения. В нашумевшей статье "Человек против государства" (1884 г.; в русских переводах – "Грядущее рабство", "Личность и государство") Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения под предлогом улучшения условий жизни каких-либо социальных слоев.
Определить содержание и специфику политических учений либерально-демократического направления Иеремия Бентам - английский философ.Он синтезировал идеи своих предшественников и выработал собственный подход - утилитаризм. Он считал, что все должно быть подчинено “принципу полезности” и выше всего ставил интересы личности, “разумного человека”, которые отождествлял с интересами общества. Именно забота каждого о самом себе позволяет, достичь через политику “наибольшего счастья наивозможно большего числа членов общества”. Такой должна быть естественная цель любого правительства. Бентам решительно отстаивал такие либеральные ценности, как законность, гражданская безопасность, свобода личности, расширение избирательных прав, представительное правление, свобода торговли, борьба с колониализмом и агрессивными войнами и т.д. Итогом десятилетнего труда стал “Конституционный кодекс”, опубликованный в 1843 г. Целью правительства в любом государстве, по Бентаму, должно быть наибольшее счастье всех его подданных. Конституционное право призвано превратить правительство в опекуна своих подданных, действующего в их, а не в своих собственных интересах, побороть неразумные эгоистические интересы обеих сторон, но в первую очередь правительства, уберечь его от злоупотребления властью, вводя ответственность. Действующая власть подразделяется на законодательную и исполнительную, в которую включались и органы управления, и суд. Конституция призвана обеспечить иерархию властей. Парламент состоит из одной палаты. Принцип всей административной деятельности - индивидуальная ответственность. Для Бентама характерен последовательный юридический позитивизм. Общее понятие права заменил представлением о совокупности законов и принципов. Алексис Токвиль – фр. мыслитель, один из создателей либеральной политической теории. Он внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. Главная тема его творчества - зарождение, становление, функционирование, развитие демократии. Исходным пунктом размышлений Токвиля был тезис о том, что любая попытка вернуться к институтам или даже символам феодального прошлого в условиях развивающегося демократического процесса обречена на провал. Для защиты новых ценностей, прежде всего ценности свободы, необходимы совершенно новые политические средства. Он считал, что Франции предстоит кое-чему научиться у американцев.книга “Демократия в Америке”. Согласно Токвилю, приход демократии на смену аристократии - не только замена одного способа правления другим. Это смена фаз общественно-политического развития. Токвиль не противопоставляет равенство и свободу. Токвиль показал лишь, что равенство вполне совместимо с различными типами свободы: это может быть и равенство свободных граждан, и равенство в рабстве. Из рассуждений Токвиля следует, что каждое конкретное общество неизбежно выбирает одну из двух возможных моделей демократического развития. Он подчеркивает, что власть демократического большинства заканчивается там, где начинаются неотъемлемые права личности и права демократического меньшинства. Джон Стюарт Милль - английский философ-утилитарист. Милль, как и Бентам, шел по пути сочетания либерализма, индивидуализма и утилитаризма. Так, он решительно критикует систему частной собственности и наемного труда, порождающую неравенство и зависимость труда от капитала, допускает возможность нарушения права частной собственности во имя общего блага, выступает за социальное равенство и социальную справедливость. Социализм для Милля - далекий идеал общества без классов, общества гармонии и сотрудничества на основе кооперации, путь к которому лежит через отказ от узкоклассовых интересов в пользу надклассовых общечеловеческих интересов и ценностей, смягчение социального неравенства и усиление тенденций к социальному равенству. Последовательный и умеренный реформизм Милля проявлялся в его отношении к частной собственности. В “Основах политической экономии” он заявлял, что на современном этапе следует стремиться не к “ниспровержению системы частной собственности”, а к “ее улучшению и предоставлению полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах”. Рассматривая неограниченное накопление богатства как зло, Милль вместе с тем отмечал, что в большей степени вызывают возражения вопросы распределения этой собственности, ее наследования. Милль, был против неограниченной политической власти, в том числе демократии, ибо это создает угрозу свободе личности. Вопросы соотношения свободы и демократии и у него находятся в центре внимания. Свободу он понимал широко, как автономность личности во всем, что не причиняет обществу вреда. Индивидуальность для Милля - свойство меньшинства, элиты, источник всякого прогресса, основа борьбы против установления господства “коллективной посредственности”. Он в целом убежден, что демократия - лучшая форма государства, и потому, в частности, что предоставление избирательных прав простым рабочим и женщинам послужит справедливости и повышению их умственной культуры. Вместе с тем Милль видит такие опасности демократии, как снижение качества власти и тирания большинства. Он активно выступал за принцип пропорционального представительства избирателей и разрабатывал его систему, которая обеспечивала бы права меньшинства, свободу инакомыслия и борьбы мнений. Милль предостерегает от опасностей, которыми чревата демократия. “Истинное представление о чистой демократии предполагает всегда управление всего народа всем же народом, равноправно представленным в управлении. Демократия же, как она понимается обыкновенно на практике, это правление всего народа при посредстве простого его большинства, исключительно представленного в управлении”. В существующих демократиях равенство нарушено, поддерживается систематическое неравенство в пользу господствующего класса. По Миллю, “представительное правление” означает не просто наличие выборного парламента, а действительно равное и справедливое, то есть пропорциональное представительство. Им была предусмотрена детально разработанная избирательная система, надежно обеспечивающая права меньшинства.
Выяснить сущность и основные концепции классификации власти. Охарактеризовать структуру, функции и характерные признаки политической власти, проблему ее легитимности, легальности и эффективности в государстве. Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть появилась с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Политическая власть – способность и возможность совершать значительное влияние на деятельность и поведение людей, благодаря определённым средствам, которые не всегда оформлены как государственный аппарат. Власть делится на: экономическую, духовную, информационную, политическую, административную, военную. В политологии встречаются следующие подходы к истолкованию власти: Биологический. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа. Феномен власти отмечается у животных и некоторых других биологических образований. Антропологический. Приверженцы этого направления распространяют властные отношения на все социальные, в т. ч. и доклассовые, образования. Психологический. Власть рассматривается как индивидуальное поведение. Она как явление психологическое существует в сфере восприятий и переживаний личности. Бихевиористский. Власть характеризуется как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Телеологический. Власть — достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Системный. Трактует власть не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, ее способности обеспечить исполнение принятых обязательств по реализации ее коллективных целей. Структурно-функционалистский определяет власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности, разделении функций управления и исполнения. Реляционный. Власть — взаимодействие ее субъекта и объекта (отношения между партнерами), при котором с помощью определенных средств контролирует объект. Структура политической власти: 1. Субъекты (носители власти, микро макро и мега акторы) 2. Объекты (те, на кого направлено влияние) 3. Источники (авторитет, сила, престиж, цензы, права и привилегии) 4. Ресурсы (утилитарные, принудительные, нормативные) Легитимность – показатель доверия. Легальность – юридическая законность власти. Кризис легитимности – процесс снижения уровня доверия и т.д. Признаки КЛ: рост преступности, отток капитала, рост абсентеизма, маргинализация отдельный страт, депривация населения, рост оппозиционных настроений. Эффективность власти – способность адаптировать политическую систему или институты под меняющиеся обстоятельства.
|