Охарактеризуйте процесс политизации этничности.Проанализируйте политический ресурс этничности
Проявления этнического национализма свидетельствуют о том, что этничность, безусловно, является политическим ресурсом. Но, помимо этнического национализма, существуют другие формы политизации этничности, которые заключаются в создании и деятельности этнополитических объединений и движений, в манипуляции этническими чувствами с целью привлечения симпатий избирателей к тому или иному претенденту на выборный пост или к политическим партиям, в формировании этнических институтов политического представительства, в создании автономных самоуправляемых этнических анклавов и т.д. В общем виде процесс политизации этничности описал еще Дж. Родшильд в книге «Этнополитика». В его понимании суть этого процесса состоит в превращения этничности из психологического, культурного или социального фактора «в собственно политическую силу с целью изменения или стабилизации сложившихся в обществе конкретных систем неравенства среди этнических групп». При этом следует различать политическую мобилизацию этничности и огосударствление этничности, хотя политическая сущность обоих процессов очевидна. Напомним: важнейшая роль в политизации этничности принадлежит концепции нации-этноса, а эксплуатация этой концепции политиками превращает ее в общенациональный политический ресурс. Однако в полиэтничных государствах этничность чаще выступает в качестве локального политического ресурса, ибо общенациональная политическая консолидация возможна только на основе общегражданских идей и символов. В российских республиках именно апеллирование к этничности позволило оформиться националистическим движениям, которые в ряде случаев превратились в активных политических акторов, но до формирования региональных этнических партий дело не дошло. Этничность выступает и в форме частного, индивидуального политического ресурса, когда существенную роль начинают играть не личностные деловые качества политика, а его этническая принадлежность. Так, к примеру, италоамериканский конгрессмен Вито Маркантонио (1902-1954) апеллировал к поддержке мигрантов из Италии, что и позволило ему в 19341940 гг. заседать в конгрессе США. В свою очередь как конгрессмен он инициировал разработку различных программ поддержки этнических общин. Этническая мобилизация позволяет, используя этническую солидарность, отстаивать экономические права. Так, группы мексиканцев в США, занятые на сельскохозяйственных работах, долгое время подвергались дискриминации. Используя их этническое происхождение и противопоставляя их как этническую группу нанимателям, которые имели другое этническое происхождение, Цезару Чавесу удалось сплотить так называемых чиканос и поднять их на борьбу за свои экономические права. Успешная апелляция к этническим чувствам электората одной этнической общины и блокирование политической консолидации других этнических общин населения того или иного региона позволяют обеспечивать политическое доминирование одной группы над другими, даже если она не имеет численного превосходства. Так, в органах представительной власти и на административных постах в Татарстане, Башкортостане, Якутии доминируют представители титульных национальностей, хотя в Татарстане татары составляют половину населения республики, в Якутии якуты составляют около 40%, в Башкортостане башкиры - 25% населения. Особенно успешно политизация этничности осуществлялась в 1990-х гг., когда общегражданские идеалы и интересы в России были существенно размыты. Так, во время первых выборов главы Республики Коми в 1994 г., когда на политической арене противостояли, по сути, представители двух крупнейших этнических общин республики (русский и коми), электорат раскололся четко по этническому признаку: русские в основном поддерживали русского кандидата, коми намеревались отдать голоса представителю коми. Но и тогда, когда значение этнического фактора несколько снизилось, он продолжал оставаться важным политическим ресурсом. Опрос населения Республики Коми в рамках исследования «Коми парламент: каким я его хочу видеть» (2002) показал, что для 40% коми и 25% русских этническая принадлежность депутата парламента остается весьма значимым фактором. Политизация этничности, в сущности, и заключается в том, что этничность используется как инструмент достижения определенных политических целей. В западной литературе используется понятие «политическая этничность», под которым имеется в виду определенная стратегия совместного действия. По мнению А. Коэна, этничность очень инструментальна и может использоваться в качестве средства достижения политических целей. Обращение к этничности и ее актуализация обусловлены причинами не психологического, а политического характера. Для обозначения таких действий он применял термин «ретрайбализация». Ретрайбализация, по А. Коэну, - это процесс, при котором этническая группа, вовлеченная в борьбу за власть и привилегии с членами другой группы, имеющей иную этническую идентичность, манипулирует обычаями, мифами, символами и образами и в рамках формальной политической системы и с их помощью создает политическую организацию, которую использует в качестве оружия в этой борьбе. Ключевую роль здесь играют этнические элиты, которые чаще всего ведут оорьоу не за интересы группы а за оттеснение С ПОЛИТИческого поля этнически чуждых конкурентов. Огосударствление этничности есть, по сути, придание этническим институтам и этническим требованиям статуса государственных институтов и государственных программ.
|