Студопедия — В культуру Европы входят хроники
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В культуру Европы входят хроники






 

В Византии в 527 г. на трон взошел Юстиниан. Он кодифицировал законы империи, подтвердив деление населения на рабов и свободных, причем колонов отнес к рабам. Смерть раба от рук господина не осуждалась. К земле прикреплялись дети колонов. Юстиниан ввел госмонополии на торговлю основными продуктами – их можно было только перепродать, предварительно купив у государства. Это вызвало рост цен. В связи с огромными военными тратами были введены новые налоги. Процветал чиновничий произвол. Церковь подчинена государству, владеет до 10% всех полезных земель и жестоко преследует инакомыслящих. В 529 г. в Афинах закрыта высшая школа - последний столп античной философской традиции. В 533-534 г. захвачено Вандальское королевство в Африке, в 554 г. – юго-восточная Испания, Сардиния и Корсика, по итогам войны 535-555 гг. с остготами – Италия и Сицилия. Всюду на завоеванных территориях реставрируется рабовладение, рабы и колоны возвращаются господам. Похоже, Юстиниан намеревался восстановить порядки и территории времен эдак Траяна.

В 532 г. в Константинополе вспыхивает такое восстание, что в осажденном дворце заканчиваются продовольствие и вода. Восстания вспыхивают в Африке и Палестине, а на Балканах сливаются с нашествиями славян и аваров. Власть в Италии держится лишь на мечах. Персия обрезает торговые связи с Востоком. Юстиниан прощает налоговые недоимки, вчетверо (!) сокращает армию и бросает ее на запад, оголив восточные владения – чем немедленно пользуются персы. Византия проигрывает Персии три войны и каждый раз принуждается платить еще большую ежегодную дань и огромную контрибуцию.

На Балканах тройная линия юстиниановых крепостей не смогла сдержать натиска славян, доходивших до Константинополя. Вскоре лангобарды отбирают у Византии большую часть Италии, вестготы занимают византийские владения в Испании, персы занимают Армению, часть Малой Азии и Сирии. На Балканах хозяйничают славяне, порой достигая даже Крита. В конце VI в., уже после Юстиниана (правившего до 565 г.), правительство отменяет его госмонополии и несколько смягчает налоговый гнет, но таки поздно пить боржоми.

 

Остготы осели главным образом в северной и средней Италии. Теодорих по традиции конфисковал 1/3 земель, но преимущественно у варваров, одаренных в свое время Одоакром. Римских землевладельцев он по большей части не тронул, но заставил платить налог в 1/3 дохода. Римская церковь была уравнена в правах с готской арианской церковью, германские законы формализованы с помощью римского права. При Теодорихе существовало две параллельные системы управления: старая римская, с сохранением римских законов, для римлян и готская, с графами во главе, для готов (то же самое характерно для королевств вестготов, вандалов, бургундов). Готы, однако, облизывались на богатства римской знати, и после смерти Теодориха сторонники и противники "взять все, да и поделить" схлестнулись в открытую. Этим воспользовалась Византия, давно желавшая отобрать Италию у своих формальных федератов. В 534 г. огромная византийская армия высаживается в Италии и, пользуясь поддержкой римской знати и католической церкви, быстро захватывает большую часть страны, включая Рим и Равенну. Однако король готов Тотила начал жесткие репрессии против римской знати и одновременно облегчал положение колонов и других зависимых людей, чтобы привлечь их в свое войско. Поддержка низших слоев населения позволила готам изгнать византийцев из северной и средней Италии. Однако Византия направила новые войска и к 555 г. окончательно завоевала Италию. Юстиниан возвращает все земли, рабов и колонов прежним господам. У готов отнимают значительную часть имущества, они массово бегут из страны. Только на севере Италии сохраняется готское население.

 

Тем временем в Паннонии обосновалось германское племя лангобардов, создав там племенной союз с саксами, болгарами и сарматами. Византия использовала их как союзников в войне с остготами, но в 568 г. лангобарды сами вторгаются в Италию. Они воюют в стиле гуннов: разрушают города, отнимают все земли и прочее имущество, местное население, включая богатых землевладельцев, превращали в рабов. Постепенно лангобарды завоевали большую часть Италии.

 

В VI в. Боэций и Кассиодор разделяют "семь свободных искусств" на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Они изучались в школах при епископских кафедрах. Позже из этих школ выросли университеты. В обычных церковно-монастырских школах учили только Писанию и молитвам. Риторика понималась как искусство составлять проповеди, диалектика – как искусство рассуждать и доказывать, в геометрию входила география, в арифметику – умение толковать числа а-ля Пифагор, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников.

 

Славяне включились в свое время в переселение народов и продвинулись на запад до Эльбы. Теперь они живут от Эльбы до Днепра и от Балтики до Черного моря. Затем славяне перешли Эльбу и Дунай и заселили все Балканы. Писатели VI в. (Прокопий, Иордан) уже различают три славянских племенных союза: между Дунаем и Днестром живут склавины (словены), на Днепре – анты, на Висле и Балтике – венеты. По Висле и Варте до Одера обитают польские племена, по верхней Лабе – чешско-моравские, севернее их – сербско-лужицкие. На нижней Лабе и до Балтики – лютичи и ободриты, на балтийских островах – славяне балтийской группы. По уровню развития славяне не уступали германцам. В ходу были плуг с железным лемехом, коса, серп. Разводили разный скот и птицу. Развиты были изготовление железа, гончарное дело, ткачество. Найдены клады арабских, византийских и других монет, что говорит о развитии торговли. Жили славяне в селах, но строили укрепления – гроды, позже ставшие городами. По византийским источникам VI в. известно общественное устройство славян: большие семьи, роды, племена, вече, родоплеменная знать. В V-VII вв. начинается выделение знати, появляются постоянные дружины, власть князей во многих племенах становится наследственной. В VI в. сложилась держава волынян – союзником Византии в борьбе с кочевниками. по Вернадскому, это первое известное государственное образование у славян. Колесницкий, однако, такого подхода не разделяет и первым государственным образованием славян называет княжество Само, возникшее веком позже. Росы упоминаются в сирийской хронике VI в.

 

В Аравии кочевники-бедуины (разводили в основном верблюдов, но также коней, овец, коз, крупный рогатый скот) вступают в стадию разложения первобытнообщинного строя: выделяется знать, появляются зависимые соплеменники. Патриархальное рабство имеет место давно – и у кочевников, и у земледельцев. Рабы преимущественно из Африки.

Тем временем Византия и Персия ведут борьбу за торговые пути через Аравию. Византия использовала христианский Аксум (Эфиопию) и содействовало развитию в Йемене христианства. Это вылилось в смуту между христианами, иудеями и язычниками. Под сурдинку Аксум в 525 г. захватывает Йемен. В 572 г. эфиопов изгнали персы, сами захапавшие Йемен и владевшие им до 628 г. Персидские власти направили торговые пути по своей территории и Персидскому заливу, что вызвало упадок Йемена.

 

В Индии в VI – VII в.в. образуется до 70 самостоятельных княжеств во главе с раджами – в каковом состоянии Индия пробудет еще долго.

Несмотря на политический хаос, разбега, взятого наукой при Гуптах, еще достаточно, чтобы лететь. В 476 г. рождается Арьябхата, заявивший, что Земля – шар, вращающийся вокруг своей оси и обращающийся вокруг Солнца. Вот так. Он же, кстати, определил число π с высокой точностью.

 

VII в.

 

В Англии англы и юты продолжают осваивать территорию. В захоронении VII в. найдены украшения очень тонкой работы, в т.ч. византийские – значит, во всяком случае элита не хлебала щей лаптем, и было сообщение с материком. Хотя вообще культурные слои того периода беднее, чем в эпоху римского господства – в частности, монетами и керамикой. В VII-VIII вв. происходит укрупнение поселений, поэтому полагают, что население растет.

В VI-VII вв. в Англии множество княжеств объединяется в три крупных королевства - Нортумбрию, Мерсию и Уэссекс. Отношения между ними были переменчивы, титул «верховного короля» кочевал от одного двора к другому. Были и мелкие королевства, периодически аннексируемые какой-нибудь из трех «сверхдержав». Вся эта каша продолжалась еще и в ХI в. В конце VII в. в Англии началась чеканка собственной монеты.

Объединительные процессы шли также в Ирландии и Уэльсе, но медленно и мучительно: в крохотной Ирландии, разделенной на сотню еще более крохотных королевств, к VIII в. «некоторые правители существенно расширили сферу своего влияния». Единой ощущает себя только английская церковь: постановления Гертфордского собора (672 г.) выходят для всей церкви,

Беда Достопочтенный в 731 г. пишет "Церковную историю народа англов".

На политике светских владык эти проблески национального самосознания не сказываются - во всяком случае, пока. С конца VII в. в крупных городах появляются монастырские церкви, хотя приходские - не раньше Х-ХI вв.

 

У франков при последних Меровингах государство делится на три области со своими королями. Впрочем, от королей остался только титул, а реальная власть принадлежит майордомам. Майордом (букв. «старший по двору») ведал сбором налогов, королевским имуществом, командовал войском. Де-факто они возводили на трон и смещали королей. Майордом был крупным землевладельцем и опирался на местную знать. Звание майордома было наследственным. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский объединил все земли франков под своей властью, основав династию, позже названную Каролингами.

 

В Аравии начинается объединение. Центром объединения стало земледельческое государство Хиджаз, лежащее на перекрестке торговых путей в Йемен, Сирию, Палестину, Персию и Египет. Мекка и Ясриб (Медина) – города Хиджаза. Мекка была богатым торговым городом, правивший ею род Омейядов имел влияние на многие кочевые племена. Мекканский храм – Кааба – со вделанным в стену Черным Камнем стал местом паломничества для многих. В это время в разных местах Аравии возникают проповеди единобожия. Муххамед (570-632), по преданию, произнес первую проповедь в 610 г. Властям Мекки не улыбалось падение популярности Черного камня, и они преследовали мусульман. Муххамед убежал в Медину, где многие были в долгу у мекканцев. Год переселения – хиджра – в последствии был принят за начало летоисчисления. По преданию, это 622 г. Муххамед грабил мекканские корованы до 630 г., когда Мекка заключила с ним – уже значительной политической силой – соглашение. Мекка принимала ислам и политическую власть Муххамеда, тот объявлял Мекку религиозным центром, а Каабу – главным святилищем ислама.

По учению ислама, в мире было шесть пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос и Муххамед. Верующим предписывается намаз пять раз в день, налог в 1/40 дохода (формально в пользу бедных, реально – в казну), пост в рамадан и хадж раз в жизни.

Ранний ислам не содержал различия между религиозным и светским законом, мирянами и духовенством. Коран объявляет неприкосновенной частную собственность, детально разработаны вопросы брака, наследования, опекунства. Запрещены вино, свинина (почему?), азартные игры, ростовщичество, колдовство. Земли делятся на 4 категории:

1. Земли племен – в общей собственности.

2. Земли в частной собственности.

3. Земли государства.

4. Земли, пожалованные государством знати.

. Если халиф жаловал знати землю, то в полную собственность (с правом продать и передать по наследству).

Неосвоенные и вновь завоеванные земли принадлежали государству.

Налоги халифата: закат – платится мусульманами с ремесла, торговли и скотоводства; джизья – подушная подать с немусульман; поземельный налог (с мусульман – ушр, с немусульман – более высокий харадж). Ставка налогов была фиксирована, и их общая сумма была ниже, чем в Византии. После 700 г. переход в ислам не позволял сменить харадж на ушр – земли, раз обложенные хараджем, оставались хараджными. Часто джизья взималась с мусульман-неарабов, что приводило к мятежам.

После смерти Муххамеда первые четыре правителя выбираются из его правителей и родственников. Так рождается титул халифа – заместителя пророка. Они заняты подавлением сепаратистских мятежей, возглавляемых новыми пророками. Завоевания и богатая добыча были лучшим средством примирить рядовых арабов с феодальными порядками. А тут еще Персия и Византия в войне 602-628 гг. основательно истощили друг друга. Арабы начали войну с обоими сразу. К 640 г. покорены Палестина и Сирия, в 640-642 Египет, к 649 г. дошли до Карфагена, в 634-651 гг. полностью подчинена Персия. К середине века в вассальную зависимость поставлены Армения и часть Грузии, отхвачены кусочки Индии и Аксума.

До начала VIII в. арабы оставляют в завоеванных землях местные порядки, до IX в. проявляют терпимость к христианам, иудеям, зороастрийцам. Арабы только переходили к феодализму и не слишком эксплуатировали покоренное население, так что оно смотрело на них как на избавителей. Чем и объясняются успехи завоеваний. В Ираке и Сирии, где и до того жило много арабов, идет быстрая арабизация. В Африке она медленнее, а в Закавказье, Персии и Средней Азии ассимилируются сами арабы.

Осман, третий халиф арабов, из Омейядов, поощряет захваты земель и накопление богатств знатью. Вокруг Али, двоюродного брата и зятя Муххамеда, группируются недовольные. Их называют шиитами (шиа – группа, партия). Тогда еще в этой политической тусе не было ничего религиозного. К ним примыкают бедуины, коим не нравится попадание в феодальную зависимость. В 656 г. шииты восстают, убивают Османа и сажают на трон Али. Аристократы его не признают, до 661 г. идет гражданская война. Али оказался нерешительным вождем, и от него откололись многие сторонники, получившие название хариджитов (ушедших). Они выступали за социальное равенство и общее владение землей, называя это "первоначальным исламом". Сторонники официального ислама признали святость сунны, разработали на ее основе шариат и стали зваться суннитами. В 661 г. Али убит хариджитами. Арабская знать Сирии и Египта провозглашает халифом лидера суннитов Муавию. Так до 750 г. в халифате воцарились Омейяды. Столицей империи стал Дамаск. В оппозиции к Омейядам находятся Алиды – потомки Али, и Абассиды – потомки Абасса, дяди Муххамеда.

На госскужбу Омейяды брали в основном арабов, все делопроизводство велось на арабском, ставшим международным языком для всего халифата. Омейяды чеканили собственную монету, создали почтовую службу.

Халиф (при Омейядах это уже наследственный титул) обладал полной светской и духовной властью. Халифат Омейядов делился на пять эмиратов (эмир – наместник халифа).

Халифат торгует со всем тогдашним миром, включая Индонезию. Громадное государство было выгодно торговцам: где нет границ, нет и пошлин.

Из производств лучше всего развито текстильное (лен, шелк, хлопок, шерсть) и ювелирное. Активно добываются драгметаллы и камушки. С VIII в. развертывается производство писчей бумаги. Славятся персидские ковры и дамасская сталь.

Многие города Халифата насчитывают сотни тысяч жителей, но городского самоуправления в Халифате нет. Городом управляет хаким, назначаемый центром из знати. Ремесленники объединены в корпорации, но зависимы от феодалов. В архитектуре появляются минареты и купола. На рубеже VII-VIII вв. рождается суфизм.

 

ВВизантии в 602 г. посланное за Дунай войско поднимает мятеж и сажает на трон своего сотника Фоку. Учиненный тем террор подрывает кадровый потенциал империи. В 626 г. авары, славяне и персы совместно осаждают Константинополь. Вскоре к веселью присоединяются арабы. В 630-640-х гг. они отхапывают Сирию, Палестину и Египет. К середине VII в. территория сократилась вдвое по сравнению с серединой VI в. Остались: Малая Азия, Греция, Понт, по кусочку Армении и Месопотамии, Сицилия, жалкие кусочки Италии – вокруг Рима, Неаполя, Равенны и Генуи, и самый каблук и носок сапожка – да обширные карфагенские земли в Африке. Греческий становится официальным языком вместо латыни, император получает титул базилевса (василевса). Экономика пришла в полный упадок, множество мелких городов стали деревнями. Крупные города – Константинополь, Фессалоника, Никея, Эфес – не испытали, однако, такого упадка, как на Западе. В Византии существует начальное образование детей – платное, но без сословных ограничений, хороший ремесленник мог позволить себе обучить своих детей. Армия снова комплектуется из крестьян – на наемников нет средств, а федератов не осталось. Административная система развалена, на месте прежних провинций возникают новые - фемы, в коих вся полнота власти отдана наместнику (стратигу). Колонат почти исчез, большинство населения составляют свободные крестьяне. Крупное землевладение и рабовладение резко сократились.

Славяне, не встречая сопротивления, заселяют Балканы и ассимилируют местное население. В Македонии складываются славянские племенные союзы, именуемые «Славиниями». Заходили они и в Грецию, но там были ассимилированы уже сами, оставив на память богатую россыпь топонимов.

В 670-х гг. арабы осадили Константинополь с суши и моря. Их отогнали, впервые применив греческий огонь. Но к концу VII в. они отъели у Византии все владения в Африке, к началу VIII в. – в Армении. В 681 г Византия вынуждена признать образование Болгарии и платить ей дань. В VIII в., однако, базилевс покоряет некоторые славянские племенные союзы (не вошедшие в Болгарию).

В середине VII в. налоговый гнет несколько ослаблен, дабы облегчить набор крестьян в армию, но уже к концу века усилился пуще прежнего. Теперь, помимо налога с недвижимости, платится поголовная подать.

В середине VII в. в Армении или в Сирии возникло павликианство. Материя в нем считалась злом и творением сатаны, а Бог – творцом лишь духовного мира. Церковь, погрязшая в материальном, тоже объявлялась злом. Мы еще услышим о нем в IX в.

 

На Дунай приходят авары, покоряют славян по среднему Дунаю и Тиссе и не прочь покорить всех славян. В борьбе с аварами складывается первое, по Колесницкому, славянское государственное образование – княжество Само. Оно объединяет чехов, моравов, словаков, лужицких сербов, словенцев и часть хорватов. Центр – в Нитре и Моравии. Само нанесло поражение не только аварам, но и франкам, и даже временно оккупировало Тюрингию и Восточную Франконию. Развалится оно, впрочем, уже в следующем веке.

 

Хазары создали свое государство в степях между Доном, Нижней Волгой и Северным Кавказом. Хазары образовались как смесь кочевых тюркских племен болгар (возможно, это остатки аттиловых гуннов), новопришедших тюркских племен с Алтая и аборигенов Северного Кавказа [Вернадский]. Часть изгнанных при завоевании болгар образовала Волжскую Булгарию, другая ушла на Балканы, и, завоевав живших там славян (по Вернадскому, это анты и склавины), создали Болгарию. Границы Волжской Булгарии до сих пор вопрос дискуссионный, но она точно владела Нижней Волгой, с востока могла замыкаться (а могла не замыкаться) рекой Урал, а с севера – Камой. Болгария же (та, что на Балканах) в итоге приняла христианство и была достаточно сильной, чтобы временами заставлять Византию платить ей дань (!). А хазары приняли иудаизм, что забавно. Однако, политика. Главным занятием хазар была торговля – перепутье же. Славяне же были союзниками (и, вероятно, вассалами) хазар.

 

В Китае утвердилась династия Тан. Вся земля принадлежит императору, никаких феодалов. Зарождаются экономические связи с Тибетом. В Тибете появляются ткачество, с/х-орудия, керамика, бумага [Овчинников].

 

На севере Индии в 606-647 гг. Харша Вардхана создал из обломков империи Гуптов довольно обширное, но непрочное государство – нечто вроде союза вассальных ему царств. Распалось после его смерти в 647 г. В начале VI века арабы вторглись в Синд (сегодня – крайний юг Пакистана).

 

В Африке, в Аксуме, после нападения арабов началась феодальная раздробленность.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия