- гладкие многообразия.
- непрерывное отображение.
.
Рассмотрим локальные карты
на
,
на
,
.
Определение 1: Отображение
называется гладким в точке
, если гладким в точке
является отображение
.

:
.
Отображение
называется гладким на многообразии M, если оно гладкое для всех точек
.
Замечание 1: Определение 1 корректно, т.е. не зависит от выбора локальных карт.
◄

- гладкое отображение.
Рассмотрим
- гладкое. ►
Замечание 2: Гладкая функция на
- частный случай гладкого отображения.

Определение 2:
непрерывное отображение гладких многообразий.
называется гладким отображением, если для любой гладкой функции
на
функция
является гладкой функцией на
.

Упражнение. Доказать, что Определение 1 эквивалентно Определению 2.
(Указание: использовать гладкость координатных функций).
Определение 3: Отображение
многообразий называется диффеоморфизмом, если:
1)
- биективно.
2)
- гладкие отображения.
О классификации гладких многообразий (с точностью до диффеоморфизма).
В зависимости от размерности n ситуация такова:
: Имеется ровно два связных гладких многообразия – прямая и окружность:

: Все связные компактные ориентируемые гладкие многообразия – это сферы с ручками.

: Нет классификации.
Известно, однако, что для
3 гладкая и топологическая классификации совпадают. Знаменитая проблема Пуанкаре, решенная Г.Перельманом, является фундаментальным результатом 3-мерной топологии.
Гладкие структуры на
.
Ранее мы указали 2 различные гладкие структуры на
. Заметим, однако, что эти структуры диффеоморфны:
◄

Рассмотрим на
2 гладкие структуры:
.
Тогда отображение
является диффеоморфизмом. ►
В общем случае проблема описания всех гладких не диффеоморфных структур на пространстве
оказалась очень сложной. Более точно, было установлено, что для
и
имеется только одна гладкая структура (с точностью до диффеоморфизма) на
.
Оказывается, на
есть не диффеоморфные гладкие структуры (Simon Donaldson, 1988).
Позднее было установлено, что число таких структур на
– континуум (!)
§4. Гладкие векторные поля на многообразиях. Алгебра Ли гладких векторных полей.
Пусть
- гладкое многообразие. Введем формальное определение гладкого векторного поля. Связь такого определения с интуитивным представлением о векторных полях в евклидовом пространстве далеко не очевидна и требует значительных дополнительных построений и рассуждений. Ограничимся поэтому именно формальным, но коротким определением для произвольного абстрактного гладкого многообразия
.
Определение 1: Гладким векторным полем на
называется дифференцирование алгебры гладких функций
, т.е. отображение
(1),
обладающее следующими свойствами:
1)
- линейное отображение;
2)
является дифференцированием, т.е.
- правило Лейбница.
Пример:
- оператор обычной производной.
Геометрически такое векторное поле можно представить следующим образом:

Определение 2: Пусть
- гладкое векторное поле на
,
. Касательным вектором к
в точке
называется отображение
(2).
Замечание: В том случае, когда
- поверхность, касательный вектор есть аналог производной по направлению.
Определение 3: Гладкое векторное поле
на
называется ненулевым, если
.

Обозначим
- множество всех гладких векторных полей на
. Определим следующие отображения:

Из (3) и (4) следует, что
- векторное пространство над
.
.
Из (3) и (5) следует, что
- модуль над кольцом
.
Можно ли утверждать, что
? Проверим аксиомы:
1) Очевидно, что
- линейное отображение;
2)
(6)
Таким образом, аксиома 2) не выполняется.
В то же время можно ввести иное «умножение» в векторном пространстве
.
Рассмотрим
(7)
– скобка Ли (коммутатор) двух гладких векторных полей.
Нетрудно видеть, что:
1) (7) – линейное отображение;
2) 
Таким образом,
удовлетворяет аксиоме (2). Следовательно,
.
Свойства операции
:
1) билинейность

Это следует из определения.
2) антикоммутативность

3) тождество Якоби
.
Упражнение: Проверить тождество Якоби для скобки Ли.
Отметим, что векторные пространства с операцией, обладающей указанными свойствами, образуют замечательный класс математических объектов.
Определение 4: Пусть
- векторное пространство над полем
.
называется алгеброй Ли, если задано отображение
(9)
и выполнены следующие условия:
1) билинейность;
2) антикоммутативность;
3) тождество Якоби.
Примеры:
1) Любое векторное пространство с тривиальной скобкой Ли является алгеброй Ли.

2) 
- векторное произведение векторов.
1) билинейность;
2)
;
3) тождество Якоби: оно может быть доказано разными способами (какими?).
В частности, справедлива формула
(проверить). С ее помощью можно провести короткое доказательство (убедитесь в этом!)
Следовательно,
- трехмерная вещественная алгебра Ли.
3)
- гладкие векторные поля на
.
- алгебра Ли над
.
.
Векторные поля на сферах
.
Главный вопрос: существуют ли всюду ненулевые гладкие векторные поля на сферах?
Сфера
для
является
-мерным компактным гладким многообразием размерности
.
: такое векторное поле строится очевидным образом (векторы скорости при равномерном движении)

:

Для двумерной сферы эквивалентная формулировка вопроса такова:
«Можно ли причесать ежа?» - Ответ - НЕТ.
Иными словами, в алгебре Ли
не существует нигде не обращающихся в ноль гладких векторных полей.
: есть три линейно независимых ненулевых гладких векторных поля.
Количество ненулевых векторных полей на сферах
исследовано (Дж. Адамс – 70-е годы ХХ века).
Только сферы
- имеют максимальное количество (равное размерности) линейно независимых ненулевых гладких векторных полей. Интересно отметить, что эти сферы тесно «связаны» с комплексными числами, кватернионами, числами Кэли, соответственно.
Более точно, например, отметим следующее:
- группы Ли.