Классический этап античной философии его специфика. Философия Аристотеля
Основные особенности античной философии этого этапа заключались в том, что мыслители сделали попытку более глубоко вникнуть в круг тех проблем, которые были открыты их предшественниками. Прежде всего, следует отметить их вклад в развитие методологии они применили метод диалогов и доказательств, что стало причиной бурного развития в рамках единого философского знания целых направлений, которые позднее выделились в качестве самостоятельных наук – математики, физики, географии и других. Мыслители классического периода (так еще в литературе именуют сократовский период развития философии) чуть меньше рассуждали о проблемах первооснов мира, но зато, выдвинув идеалистическую картину мира, положили начало великой дискуссии о приоритетности учений материализма и идеализма. В их учениях особенности античной философии проявились в том, что допускалось включение богов в научную трактовку идей о сотворении мира и природы. Платон и Аристотель были первыми, кто проявил интерес к проблемам взаимосвязи общества и государства. В этот период зарождается лидирующее положение идеалистической картины мира по отношению к материалистической. С появлением христианства античная философия постепенно срастается с ним, образуя в итоге первоосновы средневековой теологии. Безусловно, каждый из рассмотренных этапов имел свои черты. Среди таких можно назвать оторванность античной философской мысли от вопросов конкретного материального производства, стремление философов позиционировать себя в обществе в качестве носителей «абсолютных» истин, космоцентризм, а на последних этапах – его смешение с антропоцентризмом. Античная философия на всех этапах своего развития была тесно взаимосвязана с теологическим мировоззрением. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:"Органон", "Физика", ""О душе", "Афинская политая", "Поэтика". Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия"); • практическую - о деятельности человека, устройстве государства; • поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. 5.Средневековая философия: общая характеристика основные этапы и представители Равноценность идеалистической и материалистической традиций рационального познания реальности привела в действие центробежные силы общественного развития. Центробежные силы, вместо того, чтобы структурировать системное знание, усилили дифференциацию и хаотичность поведения греческих и римских граждан. Попытками выхода из хаоса равнозначности можно назвать теоцентризм средневековья, на основе которого вновь гармонизировались представления о реальности. В конце IV в. н. э. Римская империя разделилась на две части, в каждой из которых христианство стало доминирующей религией. Это не могло не сказаться на картине мира. Возникла необходимость гармонизировать античный рационализм и религиозную картину мира, основанную на христианской догматике. Попытка гармонизации разновариантных моделей мира в средневековой философии происходила на основе идеи Бога. Если греческая философия понимала божественное как некое целое, которое включает в себя множество сил, проявлений космоса в целом, то для христианства Бог един, уникален и всемогущ. Христианство предполагало монотеизм. Если греческая культура обожествляла весь космос, то христианство рассматривало его как символ Бога. Поэтому христианская культура сосредоточилась на рациональном познании не символа Бога, а самого Бога и пренебрегало телесным. Греческая мысль космоцентрична. Что это значит? Человек и космос не противопоставляются, а соотносятся друг с другом, ибо космос понимался как живой и подобный и человеку, и Богу. Христианство начало рассматривать человека как существо, созданное Богом по своему образу и подобию. Бог встал на вершину реальности, природа (материя) была положена в основании мира как творение Бога, а человек занял неопределенную позицию между Землей и Богом. Греческая философия обесценивала веру, верования, тем, что рассматривала их с рациональной точки зрения. Вера относилась к вещам чувственным, а потому была признана формой мнения и ценилась греками ниже разума. Христианство открыло новый горизонт. Этим горизонтом был горизонт веры. Вера означает готовность применять истину без доказательств. Идея превосходства веры над разумом выразились Августином в тезисе: «Верую, чтобы понимать». Разум понимался теперь только как инструментарий, помогающий не верить в Бога, но обосновывающий рациональность такого подхода к реальности (неизбежность и закономерность самой Веры). Средневековая картина мира теоцентрична, т. е. в ее основе лежит представление о том, что в центре мира находится бог. Он породил этот мир. Мир, в котором существует порядок и гармония. Человек обладает разумом, даром бога. Он может использовать свой разум, но мир непостижим до конца человеческим разумом. Он не постижим также как и непостижим бог и потому тщетны устремления человека, но упования его на милость божью будут вознаграждены, потому что человек дитя, которое учиться у своего Отца. Отсюда общая установка мышления, которое опирается на принцип теоцентризма, но признает ряд достижений античного рационализма. Обоснование знания бывает трех видов, причем они соподчинены по важности. Догма веры (авторитет Библии) Учение древних (авторитет ученых, мудрецов) Логическая аргументация (Рациональное обоснование, метод дедукции Аристотеля)
|