Методика проведения лучевой терапии. До настоящего времени обсуждается вопрос об объеме мишени облучения при опухолях зоны шишковидной железы
До настоящего времени обсуждается вопрос об объеме мишени облучения при опухолях зоны шишковидной железы. И все же, можно считать установленным, что при пинеоцитомах и глиомах, диагноз которых подтвержден морфологическим исследованием, достаточно локального облучения первичной опухоли. При пинеобластомах и герменоклеточных бластомах, кроме гермином из-за склонности этих опухолей к метастазированию, требуется облучение головного и спинного мозга (Herrick и Rubinstein, 1979). При герминомах полагают, что необходимо облучение всего головного мозга с подведением начальных доз в пределах 20—40 Гр (АЬау et al., 1981). Основанием для этого положения является то, что у 25—40% детей опухоль может распространяться в зону III желудочка (Rich et al., 1985). По мнению Deamaley et al. (1990), тотальное облучение головного мозга предупреждает развитие рецидивов у 15—20% больных. После завершения краниального лучевого воздействия рекомендуется дальнейшее облучение только опухоли и 1—2 см прилежащих нормальных тканей. Облучение спинного мозга при герминомах проводится только тогда, когда имеются неоспоримые данные о наличии метастазов в этой области (Linstadt et al., 1988). Герминомы шишковидной железы, по данным разных авторов, метастазируют нейроаксиально в 10—50% случаев (Sano, 1976). При этом, метастатическое поражение спинного мозга встречается у 0-25% детей (Bradfield и Perez, 1972; Jennings et al, 1985). В табл. 20 представлены данные о влиянии величины мишени облучения опухолей зоны шишковидной железы и внутричерепных гермином на результаты лечения. Результаты лучевого лечения больных опухолями зоны шишковидной железы и герминомами в зависимости от объема облучения.
Из представленных в табл. 20 данных видно, что при герминомах из 66 больных только у 4-х (6%) появились метастазы в спинном мозге. При этом они одинаково часто встречались как после локального облучения, так и после краниоспинального облучения. Практически одинаковое число детей прожили 5 лет после обоих видов облучения. Таким образом, можно отметить, что при морфологически подтвержденных герминомах шишковидной железы вряд ли оправдано использование краниоспинального облучения. Оно всегда показано у больных с распространенной внутричерепной опухолью при наличии нескольких бластоматозных очагов, или при операционном разрыве опухоли и наличии признаков метастатического поражения спинного мозга. Доза. Несмотря на радиочувствительность внутричерепных гермином, для достижения стойкого и полного излечения первичной опухоли доза должна быть 50 Гр и более. По данным Sung et al. (1978), полная регрессия неоплазмы была получена у 50— 60% детей после подведения дозы 40 Гр и у 85—90% после облучения в дозе 50 Гр и более. При нейроаксиллярном облучении доза на спинной мозг должна ограничиваться 20—25 Гр при отсутствии признаков его метастатического поражения и 30—35 Гр при наличии опухолевых клеток в спинномозговой жидкости (Deamaley et al., 1990). Больным с герминоклеточными неоплазмами, кроме гермином, или с пинеобластомами показано проведение облучения краниоспинальной зоны в дозах 35—40 Гр. Суммарная доза на первичную опухоль должна быть на уровне 54 Гр. Такая же доза должна подводиться и к глиомам. Результаты лечения. Общая пятилетняя выживаемость у больных с опухолями зоны шишковидной железы составляет 75% (Glan-zmann и Seelentag, 1989). При внутричерепных герминомах этот период времени живут 85—100% детей (Deamaley et al., 1990). При других видах герминоклеточных опухолей результаты лечения менее благоприятны и длительное время после лечения живут только 5—35% больных (Sano et al., 1981).
|