Студопедия — Этические проблемы современной науки. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие установки. Техницизм и антитехницизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этические проблемы современной науки. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие установки. Техницизм и антитехницизм






В современной науке наметилось два направления: 1. Трансгуманисты, приверженцы научных преобразований человеческой природы; 2. Последователи этики ответственности или экологической этики (Ханс Йонас, Римский клуб, Альберт Швейцер). Часто здесь ещё отмечают Леви-Брюля с его тремя степенями ответственности: теологическая, социологическая и метафизическая. Сейчас прагматически можно выделить: юридическую, профессиональную и моральную, которая нас и интересует в большей степени. При этом моральная или этическая ответственность учёного разделяется на два уровня: внешняя и внутренняя, где к первому виду относятся анализ эффектов научных открытий, влияющие на общества, ответственность за возможные пути использования этих открытий, ко второму же виду – ответственность за честность написания работы (отсутствие плагиата), точность ссылок, нефальсифицирование экспериментов. Два теоретика – Метон и Барбер выделяли следующие требования к этическим ценностям учёного: 1) универсализм науки (ориентирование на достижение объективного общезначимого знания); 2) коллективность научной деятельности - полученное наукой знание принадлежит всему обществу и является следствием научной традиции (в науке только то считается результатом, что опубликовано. Любой человек может пользоваться научными результатами, только нужно ссылаться на автора. М.развивать эти знания, критиковать); 3) бескорыстие как регулятив научного поиска (корысть ученого– достижение истины); 4) организованный скептицизм (требование критического отношения к собственным и чужим результатам исследования); 5) рационализм (опора на теоретические способы познания); 6) эмоциональная нейтральность (все симпатии и антипатии должны быть под контролем разума).

Сциентизм и антисциентизм: здесь можно рассмотреть несколько оппозиций. Вернадский VS Фейерабенд: превосходство научной истины и её планетарный характер против науки как гос приоритета и равнозначности научного и прочих способов познания. Также Маркс VS Хайдеггер: наука для развития производства и общества против необходимости философского, метафизического знания о мире. Конт VS Соловьев: позитивная наука против признания её условности и необходимости научной теософии. Кроме того чистые сциентисты (и философия должна стать наукой): Марбургское неокантианство (Кассирер, Коген, Наторп), позитивизм, прагматизм, феноменология?, структурализм. Антисциентизм: Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Сюда же примыкает А.Бергсон с его учением о художественной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия, а также экзистенциализм и персонализм. И! Баденская школа неокантианства (Риккерт, Виндельбанд)!

Техницизм и антитехницизм: существует много неоднозначных взглядов, вроде Ортега-и-Гассета, Подороги или У. Эко. Но выделяются и жёсткие направления. Липовецки, Бодрияр критикуют техницизм, как способ скатывания человека от глубины к поверхности. Весьма яро проявляет себя Маркузе со своим фрейдомарксизмом, идеями неототалитарного общества. “Современный человек принимает полноту Бытия как сырой материал для производства и подчиняет полноту мира-объекта движению и порядку производства”. Техника не только встраивает людей в свой ритм, но и определяет границы культуры в целом. При этом она претендует на то, чтобы управлять и изменять не только природу, но и человека, отсюда выводы Маркузе о новом уровне эксплуатации.

А технецизм: Маклюэн, Ленский. Неотехнократизм6 70-ые годы, попытка преодолеть миф о технике как об ужасном демоне. Уайнстейн, Зейфард, Бюль, Шмилт.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1267. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия