Методы научного исследования
Метод – совокупность правил, приёмов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности. Метод не существует вне деятельности человека. Содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется характером объекта, законами его строения, функционирования и развития. Специфика научного познания определяется применением всего арсенала известных методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания. Классификация методов: 1) Общелогические: ∙ Анализ – расчленение объекты на элементы; ∙ Синтез – соединение элементов в объект; ∙ Абстрагирование – выделение интересующих свойств изучаемого объекта и отвлечение от других его свойств. ∙ Обобщение – выявление общих признаков предметов рассматриваемой области. ∙ Идеализация – мысленное конструирование понятий в действительности не существовавших, но реальных. ∙ Аналогия – перенос ранее полученного знания на изучаемых объект со сходными признаками. ∙ Индукция – от единичного к общему. ∙ Дедукция – от общего к единичному. 2) Эмпирические: ∙ Наблюдение – не вмешательство в ход и движение развития. ∙ Эксперимент – исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях. ∙ Описание – ответы на вопросы, какой объект, какими свойствам и обладает. 3) Теоретические: ∙ Формализация – построение абстрактно-математических моделей (формул). ∙ Восхождение от абстрактного к конкретному – направленность научного познания в целом (движение от менее к более содержательному. ∙ Аксиоматический – из аксиом строятся выводные предположения. ∙ Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез.
Общество как объект философского анализа Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества Основные специфические черты познания социальных явлений: - общество – самый сложный объект научного познания (общество оставляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей); - в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания; - истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер.
|