Философские идеи эпохи Просвещения
Период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 в. Специфика эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной жизни между элементами нового индустриально-капиталистического общества и пережитками средневекового общества. Завершением эпохи Просвещения - Великая Французская революция конца 18 в., направленная на радикальную модернизацию социума. Культура Просвещения: Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества на основе абстрактно сконструированных принципов разума. Основанием данной идеи являлся принцип рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриально-капиталистическому обществу. Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания. Особенности: Философия Просвещения является прямым продолжением философии Нового времени. Отличительная особенность – большее внимание проблемам человека и общества, при исследовании которых практически применялись принципы рационализма и наукоцентризма. Отличительные черты: Антиклерикализм - деизм – рационалистический религиозно-филоcофский принцип, согласно которому Бог рассматривается как причина и гарант разумного природного и морального порядка; при этом из религиозной системы исключаются все ирационалистические элементы; - атеизм – мировоззренческий принцип, связанный с полным отрицанием существования сверхъестественного. Социальный оптимизм – вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. Придание решающей роли образованию и воспитанию в процессе рационального переустройства общества. Национальные направления: Английское Просвещение Французское Просвещение Немецкое Просвещение Французское Просвещение Главное внимание - проблемам антропологии и социальной философии Характерно наиболее радикальное критическое отношение к элементам средневекового прошлого, в особенности к традиционной религии, церкви, сословному делению общества, что провозглашается вредными предрассудками. Основные представители: Ш. Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.
|