Студопедия — Правое и левое полушария
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правое и левое полушария






Кора правого полушария пользуется образами и называется «образным сознанием». Кора левого полушария и пользуется словами, и поэтому называется «словесным сознанием». Первое сознание размышляет картинками, второе строит словесные (логические) умозаключения. В ходе исследований мозга выяснилось, что сначала человек воспринимает информацию правым (образным) полушарием, а уж затем в дело вступает левое (словесное) полушарие, которое выполняет логический анализ и принимает решение. Таким образом, в нас как бы живут два независимых человека: первый – впечатлительный художник, второй – занудливый математик. При этом образная часть мозга (художник) первой получает информацию, строит свой образ ситуации и окрашивает его эмоционально. Вторая часть мозга (математик) присоединяется позже и уже ничего принципиально не меняет – она только оправдывает и усиливает ту картину, которая возникла у художника. Если художник оценил принятую информацию положительно, то математик только усилит позитив. Если художник оценил ею отрицательно, то математик усилит негатив. Т.е. после того, как правое полушарие восприняло информацию и составило о ней "первое впечатление", после этого левое полушарие занято уже не тем, чтобы подумать о том, правильное или не правильное это первое впечатление, и насколько оно соответствует реальности, а тем, чтобы доказать почему оно правильное.

47. Развитие как философская проблема, её формулировка. Основные философские концепции развития

Развитие – это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В этом проявляется один из основных признаков развития – качественный характер изменений. Развитие характеризуется своей неотрывностью от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре. Структура объекта представляется совокупностью функциональных связей и зависимостей, для которых характерна необратимость развития, т. е. возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее. Развитие характеризуется определённой направленностью. Это не повторение старых качественных состояний, не движение по кругу, хотя преемственность имеется. Развитие совпадает с поступательным движением к более развитому и совершенному. В этом смысле выделяют прогрессивное и регрессивное развитие объекта по восходящей и нисходящей линиям развития.

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности развития. Одно направление рассматривает мир в статике (метафизика), другое в динамике (диалектика).

Отличия метафизики от диалектики :

– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

– по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается, ухудшается);

– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит главным образом по восходящей спирали, то метафизика при­знает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности;

– в системе мышления – если диалектический способ мышления идёт по пути «тезис–антитезис–синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», т. е. метафизическое мышление негибкое и однобокое;

– в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное–белое»;

– в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер;

– в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, отношения к окружающему миру. Метафизика основывается на статической картине мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

48. Диалектика, её особенности и исторические формы

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик:

1) Диалектика – наука о наиболее общих законах всякого движения.

2) Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать, сложа руки.

Исторические формы диалектики:

– стихийная диалектика Древней Греции;

– идеалистическая диалектика немецкой классической философии;

– материалистическая диалектика XIX века.

49. Структура диалектики: принципы, категории и законы

Основные принципы: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип детерминизма (причинно-следственные связи).

Развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты. Это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, даёт молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик. Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своём сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относится ещё и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через её основные понятия — категории и законы. Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.

Основные законы диалектики: 1) единства и борьбы противоположностей (определяющий источник развития); 2) взаимного перехода количественных и качественных изменений (описывающий механизм развития); 3) отрицания отрицания (задающий направление развития).

Закон единства и борьбы противоположностей («Почему?»)

Основой всякого развития, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Для понимания этого закона следует рассмотреть категории: Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоречия, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определённые различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений («Каким образом?»)

Описывает механизм саморазвития. Качество – это внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Свойства предмета – это способность его определённым образом взаимодействовать и соотноситься с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны. Количество – это внешняя для бытия определённость, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Качество и количество – это взаимопроникающие противоположности (нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишённого качественной определённости). Мера – это единство качественной и количественной определённости предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определённый диапазон количественных характеристик. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Скачок – это единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определённостей и замена их новыми качественными состояниями.

Закон отрицания отрицания («В каком направлении?»)

Отражает общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание – не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство 3х основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Она связана с прохождением в процессе развития трёх стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», на принципиально иной качественной основе. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином снятие.

Основные категории: содержание-форма, сущность-явление, часть-целое, единичное-особенное-всеобщее, возможность-действительность, причина-следствие, необходимость-случайность.

50. Функции диалектики и её методологическое значение

Основные функции диалектики:

1. Онтологическая – нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2. Гносеологическая – изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3. Логическая – исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

4. Методологическая – разработка на основе объективных всеобщих законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5. Мировоззренческая – определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех её элементов.

6. Праксеологическая (социально-преобразующая) – не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении – опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нём.

Методологическое значение категорий. Учёт многообразных связей материального мира является необходимым условием для осуществления практической деятельности человека. Принципы диалектики представляют собой особый класс понятий, несопоставимый с теми, которые употребляются в обыденной речи, или же в каждой конкретной науке, скажем, математике, физике, химии, биологии, генетике и т.д. Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия. В силу данного обстоятельства категории выступают организующим началом сознательной деятельности людей, без них невозможно мышление человека, так как оно осуществляется на их основе.

Синергетическая парадигма развития. Основные мировоззренческие и методологические принципы (принцип вероятностного детерминизма, признания универсальности и согласования процессов в природе, признание универсального характера эволюции и адаптации как закономерного поведения сложной самоорганизующейся системы любой природы)

Синергетическая парадигма – междисциплинарная исследовательская установка, открывающая перспективу построения единой науки, дающей целостное знание о закономерностях эволюции сложных систем неорганической и органической природы. Междисциплинарный синергетический подход формируется как новый системный подход, выделяющий фундаментальность и всеобщность процессов самоорганизации в природе. Его основанием выступают представления, развитые в теории нелинейных динамических систем. Самоорганизация отождествляется со способностью к разнообразному, сложному, но адекватному внешним воздействиям поведению, которое интерпретируется как скачкообразный переход системы из одного состояния в другое упорядоченное состояние.

Одна из гипотез синергетического подхода в качестве универсального механизма самоорганизации рассматривает закономерность возникновения вихреобразной формы движения. Всё наблюдаемое разнообразие природных явлений представляет собой формы движения, которые взаимодействуют в едином физическом поле, образующем сплошную непрерывную энергетическую среду. Локальные материальные потоки в своём движении всегда поддерживаются силовым полем противоположного потока. Поэтому вихревые формы движения имеют повышенную вероятность самоорганизации. Соединение единичных вихрей в группы приводит к формированию более сложных объектов, состоящих из динамических единиц. При этом групповые вихри способны к вариациям собственной динамической структуры. Поведение высокоорганизованной системы будет зависеть от внешних вихревых воздействий, порождаемых другими вихрями. Благодаря тому, что элементарные самоорганизующиеся объекты имеют динамическую вихреобразную структуру движения, высокоорганизованные самоорганизующиеся системы могут демонстрировать сложное поведение, отражающее вариации групповой структуры. При этом возможны разные режимы взаимодействия.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия