Развитие теории систем в XV- XVIII вв
Понятие системности.
Н. Кузанский ввел представление о противоборстве частей внутри целого, как единство более общего порядка. С его работ началась философия, которая связывала понятие «ум» с понятием «измерение». Н. Коперник - основатель гелиоцентрической модели (системы) мироздания. Г. Галилей - основатель экспериментальной и теоретической физики. Целое объясняется свойствами, его составляющих. Ж.Л. Бюффон высказал идею о единстве растительного и животного мира. Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Buffon». К. Линней - основатель естественной классификации царств природы, позволяющей обнять основные принципы, определяющие строение видимого мира. Г. Лейбниц рассматривал двойственную пару пространство-время, основу движения и развития, разработал фрагменты логического исчисления. Б. Спиноза - автор философского труда «Этика». Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно. И. Г. Ламберт представлял всякую науку, как и ее часть, как систему, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как целое. В работах Нового времени делается попытка придать понятию «система» научную значимость и привязать к определенной области исследования. Понятие «система» начинают активно применять в науке. Наибольший вклад на стыке XVIII-XIX вв. внесла немецкая классическая философия. И. Кант трактовал систему как единство многообразных знаний, объединенных одной идеей. Его можно по праву считать создателем двух систем: философской и космологической. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он применяет это понятие к космическим образованиям и тем самым онтологизирует его. Вместе с тем он употребляет это понятие и в гносеологическом смысле, понимая под системой единство многообразных знаний, связанных общей идеей. И.Г. Фихте предпосылкой практической философии считал научно разработанную теоретическую систему, науку о науке, развил систему категорий бытия и мышления. Он разработал проект устройства немецкого буржуазного общества в форме «замкнутого торгового государства». Признавал системность научного знания, но сводил ее к системности формы, а не содержания. Г. Гегель рассматривал целое как нечто большее, чем сумма частей, целое определяет природу частей, части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого, части находятся в постоянной связи и взаимозависимости. «Мы живем в мире, в котором все изменяется, но в котором каждому изменению соответствует нечто не изменяющееся». Понятие «система» получило применение в различных областях конкретно-научного знания для установления закономерностей развития
|