Метод изучения ступеней пути
Здесь четыре части: посвящение (абхишека), даваемое с целью сделать ученика годным сосудом для созерцания пути; очищение обетов (samvara) и обязательств (samaya), практика предварительного приближения (purva-seva) после принятия обязательств; способ достижения сиддхи после успешного приближения. Поскольку первые две части разделяются и Крия-тантрой, о них речь уже шла131.
2.2.2.2.1. Практика предварительного приближения после принятия четырёх обязательств
Здесь есть две стадии: йога с образами и йога без образов. Первая из них – йога божества, не определяемая пустотой; вторая – йога божества, определяемая пустотой132. Однако не следует созерцать лишь пустоту, поскольку созерцая лишь пустоту, не станешь Буддой; объясняется, что посредством йоги без образов не обретают обе разновидности сиддхи133. Кроме того, если выполнять созерцание пустоты перед йогой созерцания с образами, то лишь с её помощью не удастся перейти к йоге без образов.
2.2.2.2.1.1. Йога с образами (sanimitta-yoga)
Здесь два раздела: начитывание, включающее в себя четыре внешние составляющие; и начитывание, включающее в себя четыре внутренние составляющие.
2.2.2.2.1.1.1. Начитывание из четырёх внешних составляющих
Созерцают нераздельность 1. собственной истинной сущности (atma-tattva), в которой заключают, что собственный ум лишён независимой природы (svabhava-siddhi), и 2. истинной сущности божества (devata-tattva), в которой [заключают, что] абсолютное состояние божества лишено независимой природы. Созерцают свой ум в виде лунного диска в пространстве пустоты. На лунном диске представляют испускающий лучи света слог Ом золотого цвета. Эти лучи собирают и, благодаря их преображению, становятся Вайрочаной с одним ликом и двумя руками, сложенными в мудре равностности (samapatti-mudra); его золотое тело, обвитое сияющей гирляндой, восседает на троне из белого лотоса и луны. На голове – диадема и узел волос на макушке. Облачён в нижнее и шёлковое верхнее монашеское одеяние. Это «собственная опора» (bdag gi gzhi). Ещё её называют «мгновенно возникающее воспроизведение» (abhyudita <skad gcig gis dkrong skyed byed pa'ng bshad do>)134. После этого перед собой созерцают Татхагату, подобного себе. Это другая (объективная) опора (gzhan gyi gzhi). Созерцание собственного ума в виде лунного диска в сердце [Татхагаты] есть «опора, погружённая (в сердце)» (sems la gzhol ba'i gzhi). Расположение на этом [лунном диске] слогов начитываемой дхарани – это «погружение в звук» (sgra la gzhol ba). Сосредоточившись на всём этом, начитывают шёпотом и про себя, умом не отвлекаясь от божества. Начитывая про себя, следует связать прану и аяму как в случае Крия-тантры135. Повторять мантру следует сто тысяч раз.
|