Дхьяна, дарующая освобождение за пределами звука
В целом, то самадхи, в котором неразрывна связь (yuganaddha <zung 'brel>) покоя (samatha; zhi gnas) и запредельного видения (vipasyana; lhag mthong), представляет собой, так сказать, костяк пути и Парамитаяны, и Мантраяны. В Парамитаяне, развивая сначала покой < шинэ > и обретая в полной мере все его качества, на этой основе развивают запредельное видение < лхагтонг >. В полной мере обретя качества последнего, переходят к единству шинэ и лхагтонг. Однако ни в одном из четырёх разделов Тантры нет метода достижения, объясняемого исходя из шинэ; и в нём нет необходимости, поскольку обрести полные качества шинэ можно благодаря самому созерцанию йоги божества. Таким образом, в двух высших Тантрах [т. е. в Йога- и Ануттара-тантре] обретают полные качества шинэ, достигнув предела двух йог божества: грубой и тонкой121. В Крия-тантре этому соответствует обретение [этих полных качеств] при созерцании шести божеств и достижении предела дхьяны сосредоточения на пламени и дхьяны сосредоточения на звуке. Если благодаря своей способности созерцания в дхьяне сосредоточения на звуке практикующий может в действительности достичь очищения тела и очищения ума, он обретает полные качества шинэ. В Крия-тантре созерцают тело как Великий Знак (maha-mudra <phyag rgya chen po>), речь как мантру <sngags>, а ум – как истинную сущность (tattva <de kho na nyid>). Тело как махамудра. Это созерцание шести божеств. Речь как мантра. На стадии медитации, сопровождаемой начитыванием, это звуки и слоги мантры в качестве объекта медитации. Однако главным образом это объект медитации, представляющий собой звуки мантры на стадии дхьяны сосредоточения на пламени и на стадии сосредоточения на звуке. Ум как истинная сущность. Здесь [три аспекта, а именно:] истинная сущность ума как объект медитации, йога без признаков и конец дхьяны сосредоточения на звуке. Поскольку это представляет собой созерцание пустоты, которая есть основа последующего слияния с Дхармакаей, то даёт свободу Дхармакаи, и поэтому такая медитация дарует свободу за пределами звука122. Поскольку это так, три аспекта равнозначны. Даже тогда, когда достигают предела медитации с признаками, всё ещё нет основного противоядия, искореняющего «круговорот перерождений» (сансару). Для искоренения сансары необходимо выполнять йогу без признаков (animitta-yoga). В этой практике не созерцают никаких относительных аспектов, таких как тело божества, но созерцают согласно наставлениям, благодаря обретению искусности в анализирующем созерцании (dpyad sgom) и прекращающем созерцании ('jog sgom) пустоты123. Если, благодаря собственной силе подобного созерцания, практикующий в действительности способен достичь очищения тела и ума, он обретает полные качества лхагтонга.
|