Разновидности
Есть четыре мудры: 1. махамудра162, 2. самая-мудра163, 3. дхарма-мудра164, 4. карма-мудра165. Кроме того, есть ещё три мудры: 5. мудра опоры очищения, 6. мудра пути очищения и 7. мудра плода очищения. 2.2.3.2.2.1. Опора очищения166
Что касается мудры опоры очищения, то обычные тело, ум, речь и их поведение (в данном порядке) – это главные опоры очищения махамудры, самая-мудры, дхарма-мудры и карма-мудры. Кроме того, страсть, ненависть, омрачённость и жадность (в данном порядке) соотносятся с опорами очищения для четырёх мудр, начиная с махамудры. Причина этого такова: сначала практикующие с преобладанием страсти и т. д. были определены как практикующие четырёх разделов четырёх семейств, и было установлено соответствие в надлежащем порядке между четырьмя разделами и четырьмя мудрами. Далее, четыре элемента: земля, вода, огонь и ветер (в данном порядке) – соотносятся с опорами очищения. Причина этого такова: четыре мудры были приведены в соответствие с семействами четырёх разделов, а в этих четырёх семействах Вайрочана есть совершенная чистота земли, Акшобхья – совершенная чистота воды, Амитабха – совершенная чистота огня, а Амогхасиддхи – совершенная чистота ветра.
2.2.3.2.2.2. Путь очищения167
Что касается пути очищения, то четыре раздела соотносятся с четырьмя мудрами. Из путей, излагаемых в первом разделе, главный – путь махамудры Тела; из путей, излагаемых во втором разделе, главный – путь самая-мудры Ума; из путей, излагаемых в третьем разделе, главный – путь дхарма-мудры Речи; из путей, излагаемых в четвёртом разделе, главный – путь карма-мудры Деяний. Кроме того, из путей, начинающихся с трёх самадхи, которые показаны в маха-мандале каждого раздела, главный – путь махамудры Тела. Точно так же из путей, показывающих [эти самадхи] соответственно на стадиях дхарани-мандалы, дхарма-мандалы и карма-мандалы, главные – пути самая-мудры Ума, дхарма-мудры Речи и карма-мудры Деяний. Следовательно, эти [мудры] соотносятся в указанном порядке. Далее, для каждого божества, начиная с Вайрочаны, в каждой из четырёх мандал выполняют мудры четырёх Мудр, а для каждой мудры имеются символизируемый объект и символизирующая мудра. Символизирующая мудра, в свою очередь, подразделяется на внешнюю символизирующую мудру и внутреннюю символизирующую мудру. Поэтому для каждого всего получается три [а именно: символизируемый объект, а также внешняя и внутренняя символизирующие мудры]. Что касается махамудры, то символизируемый объект – это божество (Вайрочана и т. д.) и аспект телесной формы. Внешняя символизирующая мудра – это жест рук, выполненный в соответствии с тем аспектом, в котором его тело пребывает естественно. Внутренняя символизирующая мудра, одновременная с этой [внешней символизирующей мудрой], – это яркая визуализация себя как этого божества и его тела. Что касается самая-мудры, то символизируемый объект – это божество и нерассудочная мудрость <mi rtog pa'i yeshes> его Ума, которая предстаёт в воображении как символы в его руках (hasta-cihna) [например, ваджра, аркан (pasa) и прочее]. Внешняя символизирующая мудра – это жест рук, выполненный в соответствии с этим [символом в руке]. Одновременная с ней внутренняя символизирующая мудра – это созерцание себя как божества и нерассудочной мудрости в нём, предстающей в воображении как символы в его руках. Что касается дхарма-мудры, то символизируемый объект – это божество и его шестьдесят изысканностей речи, которые выражают восемьдесят четыре тысячи учений. Внешняя символизирующая мудра – это божество и расположение слогов, созерцаемых в нём в таких местах, как язык и горло. Внутренняя символизирующая мудра – это созерцание себя как божества, а также возникающих в нём ярких букв речи.
2.2.3.2.2.3. Плод очищения168
Что касается мудры плода очищения, то в принятом порядке соотносят Тело, Ум, Речь и Деяния стадии плода с четырьмя мудрами, начиная с махамудры. Кроме того, в принятом порядке соотносят четыре мудрости (джняны) с четырьмя мудрами – с той целью, чтобы четыре мудрости соотносились с четырьмя разделами, а четыре раздела соотносились с четырьмя мудрами. Далее, в принятом порядке соотносят четыре Тела и четыре раздела, а четыре раздела – с четырьмя мудрами.
|