Троичное деление по стадии зарождения
Принимаем основное подразделение Ануттара-тантры. Тогда любую мандалу, где пять Татхагат проявляются как богини (devi <lha mo>, или женское божество является главным, или богини составляют большинство окружения, мы считаем Материнской. Любую мандалу, где пять Татхагат проявляются как мужские божества, или мужское божество считается главным, или мужские божества составляют большинство окружения, мы считаем Отцовской тантрой. Основание для этого мы находим в Паньджаре, в которой говорится: «Поскольку в ней описан достославный сонм дакини и пять дакини всех Будд, её причисляют к Дакини-тантрам». «Все Будды» – это прародители. Под «достославным сонмом дакини» имеется в виду преобладание богинь. В словах «поскольку в ней описаны дакини» имеется в виду рождение пяти Татхагат в облике богинь. Наконец, это означает, что к Дакини-тантрам относятся все тантры, которые дают подобное описание. Кроме того, утверждают, что хотя в этом отрывке об Отцовской тантре не сказано явно, подразумевается, что то же самое относится и к Отцовским тантрам, поскольку всё четко описано для Материнской тантры. Представление этого текста в качестве доказательства не является неоспоримым. Этот текст был призван показать рождение <мандалы>, где отражены пять глав мандалы «сути семейства Паньджара». Выражение «небесные путники» (mkha' 'gro) вовсе не обязательно обозначает только богинь188.
Троичное деление по стадии завершения
Если темой тантры является, главным образом, стадия завершения, [уделяющая внимание] кругу мандалы, то это Материнская тантра. Если же темой тантры является, главным образом, стадия завершения, [уделяющая внимание] тигле (bindu) и тонкой йоге (suksma-yoga <phra mo'i rnal 'byor>), то это Отцовская тантра. Если главная тема тантры включает в себя и то, и другое, это Недвойственная тантра. Вот что утверждают. Источник [который служит опорой] тот же, что и выше. Мы считаем, что здесь имеется внутреннее противоречие. Относительно стадии завершения [сосредоточенной] на круге мандалы, утверждают, что её метод созерцания опирается на внешнюю мудру189. Получается абсурд, поскольку Самвара-тантра попадает в разряд Недвойственной тантры, так как в методе созерцания в стадии завершения, опирающемся на внешнюю мудру, нет различия между Самварой и Хеваджрой, и так как в Самвара-тантре подробно обсуждается стадия завершения [сосредоточенная на] тигле и тонкой йоге. При таком допущении получается внутреннее противоречие, и такие посылки опровергаются.
|