Дхарма-мудра
«Действенная причина» дхарма-мудры – это побуждение (samskara в качестве prerana) звуков произносимой мантры. Метод запечатления мудры таков: представляют божество, а в его горле слог Хри (Hrih), из которого появляется красный восьмилепестковый лотос. Один лепесток, расположенный в направлении языка, превращается в язык, а над ним возникает белая пятиконечная ваджра, опирающаяся на губу. [Язык] благословляется начитыванием Om vajra-jihva (Ом ваджра джихва: «Ом! Ваджрный язык»). Вокруг центра ваджры располагаются различные слоги Дхармы, такие как Vajrajnana (Ваджрное знание). Повторение [этих слогов] как слогов Дхармы представляет собой метод запечатления мудры В этом заключается – и по Будону Ринпоче, и по Риво Гэдэнпе (Ri bo dGe ldan pa) – практика приведения в действие махамудры, мудры Тела. Некоторые [возражающие] утверждают, будто нигде не объясняется, что дхарма-мудра – это приведение в действие мудры Тела. Это [возражение] совершенно неприемлемо. В Прамадье (Pramadya; Toh. 488) сказано:
Путём йоги полной привязанности (anuraga <rjes chags>) [к божеству] – Стоит ли оно, сидит или просто пребывает – Обретают все сиддхи. Выражая речью Таковость <de nyid>, Следует созерцать образ божества, стоящего или сидящего.
В Парамадитике (Toh. 2512) это комментируется так:
«Путём йоги полной привязанности» здесь означает «форменную причину», исконно чистую. Что же благодаря этому пути становится «материальным»? «Обретают все сиддхи»; а «материальными» все эти сиддхи делает дхарма-мудра божеств. Выражение «выражая речью таковость» означает «произнося слоги Дхармы». Применяют мудру, которая заключается в положении тела, соответствующем аспекту того божества, на котором должна быть запечатлена мудра и которое может быть стоящим, сидящим и т. д. Ум пребывает в созерцании смысла истинной сущности <de kho nanyid>. Одновременность этих трёх <составляющих> представляет собой «действенную причину» [?]183 мудры. Если не была приведена в действие махамудра, то «материальная причина» будет неполной. Следовательно, совершенно ошибочно возражать против применения в этом месте махамудры.
«Конечная причина» дхарма-мудры такова: тело превращается в аспект конкретного божества, а ум сосредоточивается на единственном объекте воспринимаемой истинной сущности. Практикующий представляет, что в состоянии недвойственности Тайного <zab> [психической составляющей] и Явного <gsal> [физической составляющей] язык с ваджрой касается нёба, а потом крошечная ваджра (suksma-vajra) размером не больше ячменного зерна стоит на кончике его носа184; практикующий созерцает [крошечную ваджру], пока не почувствует и не увидит её. Так благодаря применению дхарма-мудры «материализуются» самые большие сиддхи, что является мерилом «конечной причины».
|