Дальнейшие замечания
Далее, нет оснований разделять Тантры на три разновидности по особенностям проповеди, объявляя авторитетом великого мага Нагпо Чодпа. Он утверждает лишь то, что такие выражения, как «так я слышал» и «радуюсь наивысшей тайне», присутствующие в начале тантр, содержат разные слова; но тем не менее, эти вводные слова указывают на тему нераздельности блаженства и пустоты (sukha-sunya), дабы показать, что нет никаких различий в том, что по своей природе чисто (svabhava-visuddhi). Сказано: «Ваджра Ума (citta-vaja <thugs kyi rdo rje>) провозгласил: "Нет никаких разновидностей собственной природы (svabhava)"». Следовательно, нет никаких оснований считать вводные слова этого писания поводом устанавливать троичное деление тантр. Иные, следуя комментарию к Калачакра-тантре (Kalacakra-tantra; Toh. 845), стали приверженцами этой школы и утверждают, что когда Ануттару-тантру относят к Отцовским или Материнским тантрам, то имеется в виду косвенный смысл (neyartha), который не даёт возможности постичь то, что названо своими именами (yatharuta); а когда Ануттара-тантру относят к Недвойственной тантре, то она имеет прямой смысл (nitartha), который постигает то, что названо своими именами. Кроме того, согласно этой посылке, Ануттара-тантра подразделяется на три тантры: Отцовскую, Материнскую и Недвойственную. Основа для их классификации такова: если в мандале день и ночь одинаково чисты, а потому эта Ануттара-тантра показывает равное число голов и рук главного божества и его окружения, то это Отцовская тантра (например, Гухьясамаджа). Если в мандале чисты утренние и вечерние периоды, а потому эта Ануттара-тантра показывает преимущественно неравное число голов и рук главного божества и его окружения, это Материнская тантра (например, Самвара). Как следствие, если в мандале главное божество в форме яб-юм имеет равное число голов и рук, то отражающая её Ануттара-тантра – Недвойственная (например, Калачакра). Вот что они заявляют, утверждая, что этому учит Калачакра. Подобные утверждения необоснованны. В таком случае, к Недвойственным тантрам следовало бы отнести и Гухьясамаджу, поскольку Ануттара-тантра всегда недвойственна, что подтверждает само её название [ануттара – «не имеющая над собой высшего»]. Признайте это, и вы должны будете признать полную абсурдность [введения в качестве критерия] количественного неравенства голов и рук главного божесгва в союзе яб-юм и количественного равенства голов и рук окружения такого божества. Таким образом, Калачакра не учит различать в Ануттара-тантре разновидности Отцовских и Материнских тантр – кроме как в косвенном смысле. В данном тексте [т. е. в Калачакре ] действительно устанавливается различие в способе подразделения на Отцовскую тантру и Материнскую тантру: если практикующий привлекает джняна-саттву и притягивает его в какую-либо мандалу Ануттары, и мужское божество движется должным образом, в то время как йогини остается неподвижной, то мы имеем Отцовскую тантру; если же пратикующий привлекает джняна-саттву и притягивает его в мандалу [Ануттары], и йогини движутся должным образом, в то время как мужские божества остаются неподвижными, то мы имееем Материнскую тантру. Такой способ направлен на то, чтобы вовлечь (neya) практикующего в практику, временно заставив его посмотреть с другой точки зрения. Поэтому здесь идёт речь о «направляющем смысле» (neya-artha) [или «косвенном» смысле] «придуманных терминов» (na-yatharuta), таких [как «Отцовская тантра», «Материнская тантра»]. Кроме того, нет никакой убедительности в том, чтобы устанавливать, Отцовская это тантра или Материнская, на основе того, что в Калачакре говорится о мандале, в которой все божества имеют одинаковое количество голов и рук вследствие равной чистоты дня и ночи, или в которой все божества имеют неравное количество голов и рук вследствие чистоты утра и вечера. Смысл этого таков: главные божества и их окружение Самаджа-мандалы и Майяджала-мандалы, упоминавшиеся в этом произведении, обнаруживают равенство голов и рук; когда соотносят это с чистотой конкретного времени, то следствием является «равенство голов и рук благодаря чистоте равенства дня и ночи». У божеств больших и малых мандал Самвары, о которых говорится в этом произведении, обнаруживается неравенство голов и рук; когда это соотносят с чистотой времени, то следствием является «неравенство голов и рук благодаря чистоте утренних и вечерних периодов».
|