Самая-мудра
Тантры учат, что ваджрная связь (vajrabandha) – «действенная причина» всех самая-мудр. Некоторые утверждают, что объясняя источник всех мудр как ваджрную связь, Аватара Буддагухьи (Avatara; Toh. 2501) и Косалаламкара (Kosalalamkara; Toh. 2503) имеют в виду «отдалённый (или предшествующий) источник (brgyud rgyu)» – в отличие от Анандагарбхи, который имел в виду «близкую (или конкретную) причину (dngos rgyu)». [Такие люди делают вывод:] Значит, сначала нужно применить ваджрную связь, затем – самая-мудру Вайрочаны; а далее, не разрывая первоначальной ваджрной связи, после приведения в действие мудры Вайрочаны применить самая-мудры других божеств. Не следует применять [мудры] в какой-то иной последовательности, потому что и в тантрах, и в Ваджродае (Vajrodaya; Toh. 2516) говорится: «Все самая-мудры происходят от ваджрной связи», а также: «Приведя в действие ваджрную связь», – тем самым она утверждается как источник всех самая-мудр. Некоторые, начитывая <мантру> Ваджрасаттвы, приводят в действие ваджрную связь и заявляют, что благодаря этому получают благословение глаз. Это неправильно, потому что мантра Ваджрасаттвы является не мантрой благословения для глаз, а мантрой приведения в действие ваджрной связи. Согласно Ваджродае, для благословения глаз служит мантра «Ваджрадришти» (vajradrsti <ba dzra dri dha tishta>)181. Поэтому, не будь обязательным каждый раз перед самая-саттвой приводить в действие ваджрную связь, точно так же не было бы необходимости каждый раз произносить мантру Ваджрасаттвы [но это необходимо]. Следовательно, начитывая мантру Ваджрасаттвы, приводят в действие ваджрную связь и, взирая очами божественного знания (jnana-caksus) – то есть глазами, благословлёнными (или наделёнными силой) начитыванием «Ваджрадришти», – путём прямого восприятия зрят перед собой джняна-саттву Вайрочану. После этого, произнося Om Vajradhatvisvara (Ом! Владыка Ваджрного Пространства)182, приводят в действие самая-мудру Вайрочаны; а произнося (в данном порядке) Джа, Хум, Вам, Хо (Jah, Hum, Vam, Hoh) соответственно привлекают, притягивают, связывают и покоряют [джняна-саттву]. Затем, произнося мантру Ваджрасаттвы, за спиной Вайрочаны представляют солнечный ореол; а произнося Vajrasattva samayas tvam aham, вызывают в себе гордость (garva <nga rgyal>) недвойственности себя и джняна-саттвы. Некоторые практикующие, приводившие в действие эти мудры, утверждают, что по окончании применения мудр всех божеств пятиконечная «изначальная» ваджра (adi-vajra) появляется на лунном диске в сердце каждого божества. Однако цель созерцания заключается не только в этом. Закончив приводить в действие мудры, сначала созерцают на лунном диске белую пятиконечную ваджру, символизирующую нерассудочную мудрость – сердце Вайрочаны. Сосредоточившись на ней как на единственном объекте ума, трижды произносят каждую общую дхарани и трижды – каждую особую дхарани. Длительное пребывание в таком сосредоточении представляет собой «материальную причину» мудры. Затем следует созерцание, уничтожающее скандхи и т. п. посредством постижения их как пустоты, которое составляет «конечную причину».
|