Студопедия — Позиция нашей школы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Позиция нашей школы






 

В Ануттара-тантре смысл термина «метод» (upaya <thabs>) самого по себе, как он присутствует в Тантрах, в которых имеется недвойствеиность метода и различающей мудрости (prajna <shes rab>), отличается от смысла термина «Метод», который обозначает Отцовскую тантру; а термин «(различающая) мудрость» сам по себе имеет другой смысл, нежели термин «Мудрость», которым обозначается Материнская тантра. Что же такое «метод» и «мудрость» сами по себе? Этот «метод» есть знание, рождённое вместе (sahaja <lhan cig skyes pa>) с Великим Блаженством (mahasukha). Эта «мудрость» есть знание, полностью постигающее, что все явления (sarvadharmah) лишены собственного бытия (nihsvabhava). Любая Ануттара-тантра непременно учит нераздельности метода и мудрости, взятых именно в этом смысле.

В Последующей тантре (Toh. 443) Гухьясамаджа-тантры бодхисаттвы из свиты спрашивают Учителя о смысле слова «йога» в Ануттарайога-тантре. В ответ на этот вопрос Учитель говорит: «Равное вхождение (samapatti) в метод и мудрость называют йогой», – и т. д.193 Поэтому нельзя подразделять Тантры на Отцовские и Материнские, исходя из «метода» и «мудрости» в этом смысле. В противном случае мы пришли бы к абсурду, сочтя Гухьясамаджу не Отцовской тантрой, а Хеваджру – не Материнской. Однако обе они в равной мере учат недвойственности [метода и мудрости], поскольку это утверждается в комментарии к Калачакра-тантре (Toh. 845), а также в комментарии Ваджрагарбхи (вероятно, Toh. 1180)194.

Следовательно, метод и мудрость в том смысле, о котором говорилось выше, не служат для того, чтобы различать разновидности Недвойственной тантры. Однако если иметь в виду подразделение тантр, то используя эти термины [«Метод» и «Мудрость»], различают Отцовские и Материнские тантры. Каков же смысл термина «Метод» в том случае, если выражения «Отцовская тантра» и «Упая-тантра» рассматривать как синонимы? Каков смысл термина «Мудрость» в том случае, если выражения «Материнская тантра» и «Праджня-тантра» рассматривать как синонимы?

Сначала нам нужно установить, что такое «Мудрость». В десятой главе Паньджары (Toh. 419) говорится следующее:

 

Те, кто составлял окружение, спросили Учителя: «Бхагават, как появилось название "Йогини-тантра"?» Ваджрадхара изрёк: «Метод Праджня-парамиты известен как йогини. Тот, кто применяет махамудру, входит в истинное состояние (tattva, de nyid) [или входит в эту йогини]; отсюда и название – Йогини-тантра».

 

Как объясняют эту выдержку? Махамудра – это Знание <уе shes>, рождённое вместе с Великим Блаженством. Где её применяют? Её применяют путём вхождения в истинное состояние (tattva), и потому это нераздельное единство блаженства и пустоты (sukha-sunya) называют йогой. С женским суффиксом (- ini, ma)195 это слово означает причину (hetu <rgyu>) особого (asadharana <thun mong ma yin pa>) сродства с Дхармакаей, одним из двух Тел; то есть если взять с феноменальной стороны <snang phyogs> аспект «Метода», а со стороны пустоты – аспект «Мудрости», то это именно «Мудрость» со стороны пустоты, отсюда и женский суффикс. Таким образом, объясняется, что Йогини-тантра – это такая тантра, которая явно делает упор на Знании нераздельности блаженства и пустоты в аспекте «Мудрости» со стороны пустоты, но при этом не объясняет Иллюзорного Тела, представляющего собой особое единство с Телом Формы (rupakaya) в аспекте «Метода», или искусное продвижение196 в способе достижения этого [Иллюзорного Тела]. В таком случае, Материнскую тантру можно определить так: это такая Тантра, которая делает упор на Знании нераздельности блаженства и пустоты в аспекте «Мудрости» со стороны пустоты, в то же время не особенно подчёркивая такие вещи, как способ достижения Иллюзорного Тела в аспекте «Метода» с феноменальной стороны; или любая Ануттара-тантра, принадлежащая к этой категории.

Что же такое «Метод», если считать Отцовскую тантру и Упая-тантру синонимами? В Дакарнаве (Dakarnava; Toh. 372) даются такие наставления:


В этом царе тантр среди йог,

Зная их и разнообразные их ритуалы,

Я объяснил иллюзорному миру

Иллюзию Ясного Света.

 

Как объясняют этот отрывок? Это объяснение – предположительное (neya). Кто [его высказывает]? Сам Ваджрадхара. Что [он объясняет]? «Метод» создания Иллюзорного Тела. Кому [он объясняет]? Миру практикующих (vineya). Где? Разделив Ануттара-тантру на [Маха] йога-тантру и Йогини-тантру – в «царях» [Маха] йога-тантр самих по себе. Каким способом это делается? Прямо перед собой рождают три <света>, [называемых] Свет (aloka nsnangm), Лучи Света (alokabhasa nmchedm) и Вершина Света (alokopalabdhi nthobm), а также Ясный Свет (prabhasvara n'od gsalm); а во время выхода из последнего (в обратном порядке) обретают Иллюзорное Тело из пяти лучей ветра (vayu nrlungm)197, несомых четырьмя шуньями. Метод заключается в выходе в Иллюзорном Теле из Ясного Света путём знания в точности таких вещей, как искусное продвижение, и их различных ритуалов.

Если говорить кратко, то в основе все Ануттара-тантры делятся на те, что принимая сторону пустоты, подробно учат со стороны пустоты Знанию нераздельности блаженства и пустоты, – и на те, что принимая сторону Метода, подробно учат искусному продвижению в способе обретения Иллюзорного Тела из пяти лучей ветра, несомых четырьмя видами пустоты; сюда же относятся все те тантры, которые принадлежат к [соответствующим] категориям. Приведём несколько примеров с [соответствующими] особенностями: например, Гухьясамаджа – это основная Отцовская тантра, а тантры красного и чёрного Ямари (Toh. 467-470; 473-475; 478), Майяджала Вайрочаны, относящаяся к Ануттаре, и Ваджрахридаяланкара (Vajrahrdayalamkara; Toh. 451) – это тантры, принадлежащие к категории Отцовских тантр. Самвара, Хеваджра, Калачакра, Махамудратилака (Mahamudra-tilaka; Toh. 420), высшая майя в трёх местопребываниях (в трёх главах) и Буддасамайога (Buddhasamayoga; Toh. 366, 367) – это Материнские тантры.

Далее, главная тантра Отцовских тантр – Гухьясамаджа, а главная тантра Материнских – Самвара. Объясняется это тем, что другие Отцовские тантры не могут сравниться с Гухьясамаджей в подробности изложения стадии зарождения, стадии завершения и ряда ритуальных действий (las tshogs). Точно так же другие Материнские тантры не могут сравниться с Самварой в подробности изложения стадии зарождения, стадии завершения и ритуальных действий198.

Далее Ануттара-тантра, разделённая на Отцовскую и Материнскую тантры, подразделяется на Тантру проповедующего звука и Тантру сути смысла. Тантра проповедующего звука составляет все те места Ануттара-тантры, которые были произнесены Ваджрадхарой. Тантра сути смысла бывает трёх видов: Тантра причины (hetu-tantra), Тантра метода (upaya-tantra) и Тантра плода (phala-tantra). При этом Тантра причины и Тантра основы (prakrti-tantra) тождественны, так же как Тантра метода и Тантра пути (marga-tantra)199.

Тантра основы. Наропа утверждает, что здесь имеется в виду «человек, подобный драгоценности» – главный среди тех, кто стремится достичь высшей цели Ануттара-тантры. Шантипа и Абхаякара утверждают, что имеется в виду истинная природа ума – исконно чистого, но захваченного случайными омрачениями200.

Тантра плода. Здесь имеется в виду уровень Ваджрадхары – высшее достижение. То же самое значение имеют выражения «парное слияние вне наставлений» (asaiksa-yugganaddha <mi slob pa'i zung 'jug>) и «уровень, наделённый семью аспектами санпуты (samputa <kha sbyor>)»201.

Тантра метода, или пути. Здесь имеются в виду две ступени <rim ра> (стадия зарождения и стадия завершения) вместе с их составляющими, которые составляют путь, являющийся методом достижения высшей цели.

Говоря кратко: если собрать все тантры метода, или пути, – то есть практику, благодаря которой «человек, подобный драгоценности», представляющий собой тантру причины, или основы, может обрести высшее достижение, Тело «парного слияния вне наставлений», – то их можно подразделить на четыре разряда:

 

  1. Тантры посвящения, которые доводят до зрелости ещё не созревшую тантру основы;
  2. Тантры обета (самая <dam tshig> и самвара <sdom>), которые защищают созревание от упадка;
  3. Тантры зарождения (bskyed) и завершения (rdzogs), сущность которых следует воспринять всем сердцем.
  4. Тантры сближения <nye rgyud> [с высшим достижением]202.

 

 

[2.2.4.3. Практическое осуществление пути Ануттара-тантры]







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия