Студопедия — Экономическая мысль Древнего Рима
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономическая мысль Древнего Рима






Стилистика в средней школе так же как и остальные разделы речи изучается параллельно рассредоточено. Методика строится с учетом основных положений о единстве языка и мышления, лингвистических основ стилистики, психологии усвоения стилистических понятий и умений, принципов, методов и приемов работы, оправдавших себя в практике преподавания. В основе школьного курса стилистики концепция стилей и стилистических средств, изложенная В.В.В. Стили речи – это реализация стилей языка. Стили языка соотносятся со стилями речи, которые получают конкретную реализацию в различных композиционных формах и жанрах речи.

Лингвистические положения актуальные для обучения стилистики: 1)функциональные стили – это системы, характеризующиеся как нейтральных, так и стилистически окрашенных языковых средств; 2)функ-ые стили – это не замкнутые в себе системы и находятся во взаимосвязи и взаимодействии; 3)стили различаются как экстралингвистическими факторами (сфера общения, хар-р речевой ситуации, кол-во участников), так и собственно лингвистическими; 4)изучение особенностей того или иного стиля предполагает совместное рассмотрение экстралингвистических факторов и языковых средств разных уровней; 5)некоторые стили разделяются на подстили.

Учителю необходимо помнить, что в школе не должно смешиваться изучение норм лит-го языка и языка худ-ой лит-ры. Уч-ся должны понимать, что в устной и письменной речи они обязаны соблюдать нормы РЛЯ, а в ЯХЛ возможны отклонения от норм, если эти отклонения стилистически мотивированы. Такие понятия как текст, типы текста, которые были опорными при обучении связной речи остаются актуальными и при изучении функ-ых стилей. Функционально-стилистический подход к рассмотрению того или иного текста должен быть направлен на обнаружение в нем тех или иных закономерностей, связанных с определенным стилем или жанром.

Рассматривая психологические основы обучения стилистике необходимо обратиться к таким проблемам как психология развития речи и чувство языка. Под чувством языка понимается «явление, сопровождающее речь, облегчающее ее восприятие, понимание и продуктивную организацию и выражающееся в умении продуктивно, минуя логические операции решать, что соответствует или чуждо нормам языка». При порождении речи чувство языка проявляется в поиске более точного и правильного оформления речи. При восприятии речи чувство языка проявляется в интуитивной реакции на отклонение от нормы и узуса. Формирование чувства языка начинается с раннего детства, а в школе лишь продолжается его совершенствование. На интуитивный процесс накладывается процесс сознательного усвоения знаний из разных разделов. Языковую интуицию необходимо постоянно развивать.

Современная методика обучения стилистике является обобщением опыта преподавания, как прошлого, так и современного. Систематичная разработка вопросов методики обучения стилистике началось еще в дореволюционное время. Истоки восходят к трудам Буслаева, Ушинского, Срезневского и др. методистами конца 19 – начала 20 века определено6 1)работа над сочинениями, изложениями способствует выработке стиля; 2)такая работа должна проводиться в единстве содержания и речевого направления; 3)сочинению должна предшествовать работа над темой, содержанием и формой; 4)тема сочинения должна быть посильной, близкой детям и расширять их кругозор; 5)необходимо обращать внимание на определение главных мыслей творческих работ, умению собирать материал, излагать его последовательно и выражать в изящной словесной форме.

Более основательно вопросы методики и стилистики разрабатывают Добромыслов, Рождественский, Пешковский, Федоренко, Пленкин, Ладыженская, Капинос и др. современная методика обучения стилистике в школе понимается как единый процесс, направленный на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике, и характеризующиеся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью цели, содержания, средств, методов и приемов обучения, видов упражнений, способов усвоения знаний и умений. Работа по стилистике является органической частью каждого урока РЯ и системы уроков в целом. Задачи школьной стилистики: 1)привлечь внимание к стилям речи и систематически показывать особенности употребления единиц разных уровней в различных функциональных стилях; 2)развивать языковую интуицию. В стилистической работе выделяются 3 этапа (направления): 1.пропедевтическое – практическое ознакомление с основными стилис-ми понятиями и развитие первоначальных стилистических умений в младших классах. 2.систематический, теоретико-практический – курс освоения опорных стилистических понятий, продолжение, совершенствование стилист-их умений (средняя школа). 5-7 класс – задача: закрепить в сознании уч-ся связь каждого стиля речи с типовой речевой ситуацией, познакомить с основными стилевыми чертами и научить соотносить с ними содержание и частично языковую форму высказывания. 8-9 класс – задача: расширить представление о языковой структуре стилей за счет синтаксических сведений. 3.повторение, углубление, обобщение и совершенствование стилистической практики (10-11 кл.).

Содержание раздела стилистики есть в школьных программах и учебниках в основе обучения стилистике лежат и общедидактические принципы, частнометодические и специфические принципы: 1.принцип взаимосвязи стилистики с другими разделами языка. 2. принцип контекстного рассмотрения стилистических средств. 3. принцип учета стилистических норм и возможности отступления от них. Методы обучения стилистике: I методы обучения стилистическим ресурсам языка: метод сообщения стилистических сведений, стилистический анализ слов, форм, конструкций, беседа, самостоятельная работа по выявлению стилистических характеристик языковых средств. II методы обучения стилистически дифференцированной речи: метод стилистического анализа текста, создание текста в том или ином стилевом ключе, метод совершенствования созданного. Методы конкретизируются следующими приемами: прием сравнения, сопоставления, синонимической замены, установления стилистической отмеченности слов, форм с использованием словарей, стилистический эксперимент, прием моделирования, рецензирования, саморедактирования, составление и решение стилистических познавательных задач.

Особенности методики работы над понятием стиля речи определяется спецификой этого понятия. Надо выйти за пределы языка и проанализировать речевую ситуацию. Типовая ситуация общения рассматривается с 3-х позиций: 1)где говорим (в офиц. Или неофиц. обстановке); 2)с кем говорим (с 1 чел-ом или со многими людьми); 3) с какой целью говорим (общение, сообщение или воздействие). Учитывая, что в основе разграничения стилей лежит выделение различных типов ситуаций общения, работу по стилистике нужно начать с освоения понятия «речевая ситуация». Изучение стилей речи начинается с разговорного. Все стили речи характеризуются по 4 параметрам со след. т.з.: 1)условия общения; 2) с т.з. задачи речи; 3)с т.з. отличительных черт; 4)с т.з. часто используемых языковых средств. В ходе работы над разговорным стилем уч-ся должны усвоить: 1)разговорный стиль обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке; 2)задача речи – обменяться впечатлениями или общение; 3)высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи или собеседнику; 4) к характерным языковым средствам относятся разговорные слова и выражения, эмоционально-оценочные средства. Часто используются побудительные,?,! пред-ия. Можно оформить в виде плаката.

Признаки научного стиля в школьном варианте: 1)используется в научных трудах, в учебниках, выступлениях на научные темы; 2)задача – сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений; 3)высказывание обычно бывает обобщенным, точным, доказательным, неэмоциональным, потому что в нем нет отношения автора; 4)книжные слова с обобщенными и отвлеченными значениями, общенаучные слова, термины, простые, распространенные пред-ия и сложные пред-ия с союзами «что», «который» и др., часто пред-ия без подлежащего, а сказуемые бывают выражены сущ-ым или прил-ым.

Типология стилистических упражнений: в систему упражнений входят 2 большие группы. 1. упр-ия с целью показа функционирования фонетических, лексических, грамматических ресурсов языка. 2. упр-ия для знакомства с функц-ми стилями и проявлением их основных черт: 1)кроме того, выделяются упр-ия, направленные на распознавание стилистических средств в специально отобранном материале; 2)упр-ия, направленные на определение функций языковых средств; 3)упр-ия, в которых школьники сами подбирают тексты различной стилевой принадлежности, характеризуют их и объясняют целесообразность; 4)упр-ия на употребление уч-ся стилистических средств в собственной речи; 5)упр-ия на редактирование.

 

Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблем рабства, его оправдания. Организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопроса выступали Катон Старший, Варрон Колумелла.
Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I веке до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве».
В своем Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики.

 

4. Экономическая мысль Средневековой Европы.

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

 

 

5. Средневековая экономическая мысль России [/b] Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство унаследовало от татар определенные черты восточной деспотии. Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг. XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трактаты более раннего времени, с использованием богословской аргументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государственном управлении, подобно рассмотренным выше древневосточным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовавшим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».

 

 

6.

Социальные утопии XVI-XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла)

С XV в. в странах Европы начинается бурное развитие капиталистических отношений. В крупных странах: Италии, Англии, Франции, Германии и других тогда делали вывод, что радикальная революция в общественном устройстве, имеющая основой общественную собственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда стала неотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и рациональных, эффективных форм государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, свободы личности и частой собственности как главного признака индивидуальной свободы, другие - на коллективистских началах в общественной жизни, общественной собственности, заявляя, что частная собственность - величайшее зло в жизни общества, государства. Особенно способствовал общественно - политический климат эпохи Возрождения утрате религиозным мракобесием своих позиций в общественном сознании под влиянием объективных законов природы и общества. Появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и строения общества.

Конечно же, прогрессивные мыслители, начиная с XVI в. видели недовольство ремесленников, наемных рабочих, земледельцев пороками, порожденными капиталистическими отношениями и отразили недовольство в социальных отношениях. Но незрелым на ранних стадиях капиталистическим и общественным отношениям, незрелым сословным отношениям соответствовали и незрелые теории, зачастую - утопические. В эпоху Возрождения разработкой теории общества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществить разработку социально-политических учений об обществе справедливости Мелье, Морелли, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора в том, что он сумел в начале XVI в. подняться от коммунистического устройства общества и потребления коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве собственности на средства производства. В этом-то и проявляется историческая специфика социальной мысли, которая имела вполне определенные корни в социальной структуре, в развитии общественных социально-политических отношений и отражала, хотя под час еще в абстрактной форме, настроение пролетариата. Первые коммунистические утопии - своеобразное отражение процесса становления идущего на смену феодальным отношениям капиталистического общества, выражение настроения не вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата. Социалистическими идеям свойственен общественный идеал, состоящий в осуждении частной собственности, возвеличивании общности имущества и обязательности труда для всех. Впервые всесторонне продуманную картину справедливого общества создает Томас Мор в книге "Утопия".

Учения социалистов эпохи Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство как естественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т.п. и выводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной собственности, строящемся на основе демократизма, с самым широким участием людей труда в управлении делами общества и государства. Конечно же, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других много еще наивного, утопического. Они смешивали право с нравственностью, проповедовали грубую уравнительность, аскетизм и т.п. Но в их трудах отражены мечты народа о справедливом гуманном обществе.

 

7. Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества.

Идеи меркантилизма в России получили развитие в XVII - XVIII веках. До XVII столетия для них не существовало условий, поскольку в то время господствовало натуральное хозяйство, торговля оставалась локальной и ограниченной. Она и в XVII веке развивалась в трудных условиях, таких как: усиление жестокого крепостничества, расцвета феодализма и расширения барщинной системы. Поэтому стимулирование мануфактурной промышленности велось отчасти за счет экономических ресурсов феодального режима, выражавшихся, прежде всего в расширении площади агрокультуры, освоении новых земель. Кроме того, в России не было чистого монетаризма. Его элементы перемешивались с более зрелыми принципами «торгового баланса». Процесс колонизации постоянно расширялся. Количество сельскохозяйственных продуктов возрастало, создавалась материальная база для развития торговых точек и городов. Больше того, в XVII веке началось формирование российского рынка.

Натуральное хозяйство русских дворян подрывалось, хотя сохранялось господство феодализма. Шел процесс первоначального накопления капитала. Многие купцы сколачивали крупные суммы и вели по городам и селам «великие торги». В России XVII веке появились первые мануфактуры, возникали буржуазные производственные отношения.

Политика, которую вел Петр I, имела много общего с политикой проводимой во Франции (кольбертизм), но она имела некоторые отличия, поскольку была подчинена государственной власти. Русские ученые, в трудах которых высказывались некоторые идеи меркантилизма (И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов), выдвигали широкую программу развития мануфактурной промышленности. В этих трудах нет отождествления богатства с деньгами и благородными металлами. Хотя они и считали необходимым развивать внешнюю торговлю, в центре их внимания было развитие отечественного производства, расширение внутренней торговли. По своему содержанию русский меркантилизм отличался от западноевропейского и тем, что затрагивал также аграрный вопрос. Проблемы колониализма в нем не заняли того места, которое они занимали в западноевропейском меркантилизме. Вместе с тем экономическая роль государства трактовалась русскими учеными-экономистами более широко. В России довольно сильно сказывалась дворянская ограниченность практического меркантилизма.

Однако если в странах Западной Европы, в связи с Великими географическими открытиями, важную роль в переходе к капитализму играла внешняя торговля, то в России занять такое же место в этом процессе она не могла. Внешняя торговля имела для развития экономики значительно меньшее значение. До завоеваний Петра I Россия оставалась практически отрезанной от морской торговли. Все это предопределяло своеобразие меркантилиз

 

8. Экономические идеи в России в XVII-XVIII вв. (Л.А.Ордин-Нащёктн, Ю.Крижанич).

 

Наиболее ярким представителем русской экономической мысли в XVII в. являлся выдающийся государственный деятель, политик и дипломат, инициатор важных государственных постановлений А. Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Он первым в истории русской экономической мысли разработал идеи мерканти­лизма. Составленный им «Новоторговый устав» (1667 г.) являлся крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внутренней и внешней торговли России. Торговлю он рассматривал как важнейшую статью дохода Русского го­сударства, считал необходимым развитие внешней торговли. Торговая полити­ка, по его мнению, должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала. Он был сторонником привлечения благородных металлов в страну, запрета или ог­раничения вывоза золота и серебра. Его взгляды были сходны с взглядами за­падноевропейских меркантилистов - А. Монкретьена, В. Стаффорда, Т. Мэна.

Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протек­ционизмом, который нашел выражение в системе пошлин, взимавшихся с ино­странных купцов. Иностранное купечество заполняло гостиные и посадские дворы, вело мелкую розничную торговлю. Иноземные купцы хорошо знали со­стояние русского рынка, так как постоянно проживали в русских городах, это давало им возможность заранее регулировать предложение своих товаров, до­биваться снижения цен на русские изделия и повышать на свои. Русское купе­чество обращалось к правительству с жалобами на то, что иностранные купцы захватили русский рынок и обмен с заграницей, оттеснив отечественных экс­портеров. Новоторговый устав отменил привилегии для иностранных компаний и предоставил льготы и преимущества русским купцам. Для иностранных тор­говых людей устав предусматривал ограничения: им не разрешалось произво­дить торговые операции во внутренних городах страны, они должны были пла­тить пошлину в размере 6% с продажной цены и проезжую пошлину в размере 10 рублей. Предметы роскоши облагались еще более высокими пошлинами.

В то же время экономические воззрения А. Л. Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма. Если западноевропейские меркантилисты рассматри­вали национальную промышленность только с точки зрения увеличения экс­порта, то А.Л. Ордин-Нащокин связывал развитие промышленности с удовле­творением потребностей населения собственной страны, с уменьшением им­порта товаров из-за границы. В стремлении расширить торговый оборот глав­ным образом внутри страны - особенность идей его меркантилизма. Отстаивая необходимость накопления в России денежного богатства, он выдвинул про­грамму развития производительных сил страны в целях преодоления отстало­сти и защиты национальной независимости и самостоятельности. В организа­ции промышленности и торговли считал необходимым заимствование опыта передовых западноевропейских стран.

Видным мыслителем России второй половины XVII в. был хорват Юрий Крижанич (1618-1683), отразивший в своих трудах представления о путях эко­номического развития страны, способах повышения ее богатства и благоденст­вия народа. В своем главном труде «Политичны думы», написанном в 60-х гг. ХУ11 в., он отразил представление об источниках богатства, происхождение ко­торого он видел в труде, занятом в земледелии, промыслах и торговле.

По мнению Ю. Крижанича, торговая политика российского государства должна защищать Интересы отечественного производства, поэтому необходи­мо больше вывозить и меньше ввозить товаров. Для этого должна быть проду­мана структура внешней торговли, чтобы не ввозить товары, которые произво­дятся в стране или производство которых можно организовать. Покупку за ру­бежом предметов роскоши он рассматривал как прямой вычет из доходов от внешней торговли. Как сторонник вывоза готовых изделий, он выступал против экспорта сырья и также против экспорта хлеба, вывоз которого связывал с про­блемой народонаселения страны.

Ю. Крижанич выступал за защиту русской торговли от иностранцев и создание благоприятных условий, как во внутренней, так и во внешней торгов­ле русскому купечеству. Поэтому он предлагал ввести государственную моно­полию на ввоз и вывоз товаров, несмотря на то, что это будет ущемлять интере­сы частников-купцов, объясняя такую позицию приоритетом народнохозяйст­венных интересов перед частными. Считал, что это позволило бы России осу­ществлять посредническую торговлю между восточными и западными страна­ми. Ю. Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных куп­цов, которые скупают по дешевке русские товары. Главную задачу видел в том, чтобы нужные товары не вывозились за рубеж, а ввозились только необходи­мые продукты и изделия. Для поощрения русских купцов рекомендовал выда­вать беспроцентные ссуды. Призывал царя подчинить государственную торгов­лю «общей пользе для всего народа».

Ю. Крижанич находил Московское царство бедным, потому что оно хотя и безмерно велико, но со всех сторон закрыто для морской торговли, то есть имеет неблагоприятное географическое положение для развития внешней торговли.

В своих взглядах и позициях Ю. Крижанич приближается к теории «тор­гового баланса» меркантилистов. Однако в отличие от западных ученых этого направления он считал, что активный торговый баланс - не единственный ис­точник богатства. Утверждал, что развитие производительных сил в промыш­ленности, земледелии, в ремесленном искусстве, труд простых людей, создаю­щих товары, может быть источником более прочных государственных доходов, чем накопление золота и серебра от внешней торговли. Он был противником активной торговой деятельности иностранных купцов в России. В развитии ма­нуфактурного производства и ремесла важную роль отводил государству, кото­рое должно предоставить для этого необходимые средства.

Отсталость России от западноевропейских стран стала сказываться в кон­це ХУ11 в. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно нату­ральной, со слабо развитой промышленностью. Стране были присущи признаки автаркии. При этом она уже исчерпала все возможности обособленного, автар­кического развития вне европейской цивилизации. Необходимы были коренные реформы. Эти реформы были проведены Петром I. Они охватили государст­венный аппарат, армию, флот, военное дело, а также хозяйственную жизнь.

Тенденции меркантилизма проявились в торговой политике Петра I. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро. Стремился к воз­можному ограничению вывоза сырья, даже сельскохозяйственных продуктов, чтобы не лишать население материала для обработки и предметов питания. По тарифу 1724 г., в составлении которого принимал непосредственное участие сам император, устанавливались высокие пошлины (75%) с импорта железа, полотна, парусины, шелковых тканей, воска. В тоже время беспошлинно вво­зился в Россию такой ценный вид сырья как шелк-сырец. Русские экспортеры освобождались от импортных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 26%. Также черты меркантилизма в торго­вой политике Петра I нашли отражение в учреждении Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов.

Политика поддержания активного торгового баланса, поощрение купече­ства, мероприятия фискального характера использовались для развития ману­фактурного производства, стимулирования промышленности, реформирования и укрепления армии и флота.

Вокруг Петра I было немало соратников, стремившихся внести свой вклад в дело экономического развития России. Среди них - И. Посошков (1652-­1726). Его «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) - первый труд, полностью посвященный проблемам экономического развития России. И. Посошков при­держивался меркантилистских взглядов. Это была не столько теоретическая система, сколько система прогрессивных преобразований, подъема и возрожде­ния производства. В системе его воззрений торговля и производство выступали как единый хозяйственный комплекс; предусматривалось широкое распростра­нение в стране ремесленного производства.

И. Посошков - сторонник активной внешней торговли, предназначение которой, по его мнению, приносить прибыль государству и увеличить количе­ство денег в стране. Он предлагал такую систему организации внешней торгов­ли, которая, как он считал, способна обеспечить русским купцам господствую­щее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торго­вого капитала. Меры по организации внешней торговли проникнуты заботой о сохранении и приумножении денег в стране. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись со­вершенно невозможно. Предлагал запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зер­кала и другие товары. Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране, рекомендовал создать и развивать собствен­ную промышленность в России. В целях поощрения собственного производст­ва, по его мнению, следует прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

Во внешней торговле И. Посошков предлагал повысить экспортные цены и разрешить торговые операции с иностранными купцами лишь в определен­ных портах, запретить ввоз предметов роскоши и вывоз сырья (льна, пеньки, руды). Также он настаивал на строгом отборе ввозимых в страну товаров.

И. Посошков всячески призывал государя защищать отечественный ры­нок от иностранной конкуренции. В своей «Книге о скудости и богатстве» он затрагивает проблему неэквивалентного обмена товарами между Россией и за­рубежными странами. Ученый считал, что российские товары нужнее ино­странным покупателям, чем иностранные - российским покупателям. Поэтому, по его мнению, правительство в своей экономической политике должно учиты­вать зависимость экономики других стран от поставок российских товаров.

Взгляды И. Посошкова близки взглядам западных меркантилистов. Они яв­ляются результатом обобщения опыта хозяйственного развития России ХУШ в. Но в ряде случаев И.Посошков пошел дальше меркантилистов Запада, преодо­лев односторонность концепции «торгового баланса». В системе его воззрений производство и торговля выступали единым хозяйственным комплексом.

Меркантилизм И. Посошкова отличается от западноевропейского так же тем, что если западноевропейские меркантилисты главным источником богат­ства считали внешнюю торговлю, то И. Посошкова интересовали внутренние источники богатства. У него нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богат­ство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в матери­альных благах. Так же считал, что нельзя признавать богатым государство, если оно собирает деньги в казну любыми средствами. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представле­ний о богатстве. Главное направление его экономической программы - всемер­ное развитие производительных сил, промышленности, сельского хозяйства, отечественной торговли, укрепление экономического могущества России и со­хранение ее независимости от других стран.

 

 

9. И.Т.Посошков и его книга «О скудости и богатстве».

«Кни́га о ску́дости и бога́тстве, сие есть изъявле́ние от чего́ приключа́ется напра́сная ску́дость, и от чего́ гобзови́тое бога́тство умножа́ется» или «Тракта́т о ску́дости и бога́тстве» — экономический трактат, написанный Иваном Посошковым в 1724 году.

Трактат раскрывал весьма глубоко проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в окружении Петра I, а также частично поднимались в трудах западных экономистов, хотя трактат создавался абсолютно независимо от них.[1] Трактат представляет собой российский вариант меркантилистской теории. Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец — Всероссийский Самодержец».[1] Посошков предлагал ограничивать цены посредством наказания для завышающих цены: «буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал».[1]

10.

Экономические воззрения У.Петти и П. Буагильбера
Знакомство с творчеством первых авторов классической политической экономии в лице У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция) целесообразно предварить двумя высказываниями известных ученых-экономистов, проливающими свет на основной замысел данного и ряда последующих структурных подразделов настоящей книги. Одно из них принадлежит Ш.Жиду и Ш.Ристу и суть его сводится к следующему: те, кого относят к «классической школе», должны оставаться верными принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, стараясь наилучшим образом доказать, развить или даже исправить их принципы, но «не изменяя в них того, что составляет их существо». Другое высказывание, принадлежащее М.Фридмену, указывает экономистам на то, что процесс формирования экономической науки надо обсуждать не в логических, а в психологических категориях и не по «трактатам о научном методе», а «по автобиографиям и биографиям», стимулируя этот процесс «с помощью афоризмов и примеров». Ушьям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е годы XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти — «отец политической экономии <...>, гениальнейший и оригинальнейший исследователь-экономист». В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. У.Петти полагал, что для увеличения богатства страны вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам. В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У.Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же — У.Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М.Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежным рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности». Вот





Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия