Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология обществ. Поскольку общество развивается, оно проходит различные исторические этапы




Поскольку общество развивается, оно проходит различные исторические этапы. Условия существования различных обществ зависят от исторических и природных факторов. Для исследования важное значение имеет типология обществ, т.е. соотнесение их с определёнными типами на основании существенных признаков и отличительных особенностей. Существует несколько таких типологий.

Типология обществ К. Маркса:

1. Первобытно - общинный тип общества;

2. Рабовладельческий тип;

3. Феодальный тип;

4. Капиталистический тип;

5. Коммунистический тип [2, с. 168].

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби (2-я пол. ХІХ – нач. ХХ стст.) предлагали делить общества на: традиционные (военные) и индустриальные (промышленные).

Традиционное общество, согласно данной типологии, отличается аграрным укладом жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способами социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства.

Промышленное общество представляет собой такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство – основа экономической жизни, где производственная деятельность базируется, в основном, не на традиции, а на достижениях науки, где господствует рациональная система хозяйства со свободной торговлей и общим рынком [2, с. 170].

А. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, Дж. Гелбрейт и др. (2-я пол. ХХ ст.) предлагали делить общества на:

n Аграрно-ремесленные общества;

n Индустриальные общества;

n Постиндустриальные общества.

Последняя типология обществ наиболее часто используется в современной социологии.

В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько чётко разделённых социальных сословий. Для него характерна авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированным на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации.

Общество постиндустриального типа характеризуется переходом от ведущей роли промышленности к утверждению науки в роли основного производственного инструмента. Возникают новые виды наукоёмкого промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, биотехнологии, нанотехнологии и т.д. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудится с применением знания всё более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникативных средств, которые становятся новой производительной сферой. Расширяется сфера надомного труда, сфера услуг. Научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей [2, с. 171].

О. Тофлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая ей на смену постиндустриальная цивилизация реализует своё содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий [2, с. 172]. Таким образом, по мнению, обществоведов, в развитии общества наблюдается ускорение, чем ближе к современному состоянию, тем быстрее темпы развития общества. Кроме того, различные регионы (страны), различные общества развиваются неравномерно (сравните развитие африканских и европейских стран). История общества изобилует примерами, когда отдельная страна или целый регион испытывали социальный регресс (например, устанавливались фашистские режимы). Исходя из исторического анализа, социологи формулируют общие законы развития общества [4, с. 107].

Законы развития общества:

1. Закон ускорения социального развития;

2. Закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития;

3. Наличие в развитии общества социального прогресса и регресса [5, с. 95].

Можно сделать вывод, что общество это не любая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками: наличие постоянной территории; самовоспроизводство, т.е. пополнение преимущественное благодаря деторождению; общностью культуры, обеспечивающей единство системы ном и ценностей, лежащих в основе социальных связей; самодостаточность, имеется ввиду самоуправление и политическая независимость. В развитии общества прослеживаются определённые законы и закономерности, опираясь на которые учёные выделяют стадии в развитии общества.

 

3.Проблемы социокультурных отношений современного общества.

Традиционно принято считать, что культура – это то, что создано человеком, а природа – всё то, что существует независимо от человека, человек сам является частью природы. Вместе с тем, общество также создано человеком, в тоже время, это особившаяся часть природы. В социологии под культурой понимается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое каждым поколением и группой [3, с. 40]. Природная среда воздействует на социальную жизнь. Однако, человек создаёт как бы собственную природную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре, социальным институтам и т.д. усиливает его независимость от природной среды. Поэтому, социологи говорят о сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни [6, с. 90].

Культура – специфический способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире [2, с. 306].

В культуре как системе взаимодействуют 3 компонента:

а) деятельность общественного человека, направленная на создание ценностей;

б) совокупность достижений общества, воплощённых в ценностях;

в) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения материальных и духовных ценностей.

Своеобразие социологического исследования культуры состоит в том, что на первый план в нём выдвигается человеческая сущность культуры, кроме того, человек рассматривается как творец культуры, её ценностей, как субъект и объект одновременно [6, с. 338].

Роль культуры в социальных процессах трудно переоценить. Воздействие культуры на общество осуществляется разными путями: а) через социализацию личности; б) путём создания ценностей и их внедрения в общественное сознание; в) через вырабатываемые культурой образцы поведения; посредством моделирования социальных институтов и социальных систем.

Общая культура сплачивает людей. Взаимопонимание, доверие и сочувствие всегда более свойственны людям в отношении «своих», что выражается в общих вкусах, интересах, манере общаться и других аспектах культуры. В тоже время культура не только укрепляет солидарность, но и разобщает людей, становясь причиной конфликтов [1, с. 60].

 

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Екадумова, И.И., Мазаник, М.Н. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – Минск: «ТетраСистемс», 2010. – 175 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

3.Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 224 с.

4. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 240 с.

5. Кравченко, А.И Социология: учебник / А.И. Кравченко. – Москва: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 536 с.

6. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

7. Степин, В.С. Системный подход и синергетическая парадигма / В.С. Степин // Социология. – 2003. – N 4. – С. 3 – 17.

8. Злотников, А.Г. Системность социологического знания / А.Г. Злотников // Социология. – 2005. – №3. – С. 18 – 25.

9. Канашевич, Н.М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н.М. Канашевич // Социология. – 1998. – №4. – С. 14 – 21.

 

Практические задания:

1. Дайте определения понятия «система». Можно ли рассматривать общество как систему? Что такое «социальная система»?

2. Какие подсистемы в обществе как системе можно выделить? Охарактеризуйте их.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.004 сек.) русская версия | украинская версия