Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологический постмодернизм




Социологический постмодернизм представлен рядом современных социологических теорий, в том числе теорий общества как самореферентной системы (Н. Луман), теорией социального поля (П. Бурдье) [1, с. 46].

Теория социального поля П. Бурдье (1930 – 2002).

Пьер Бурдье пытался избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии. Цель Бурдье — исследовать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями. Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основными понятиями теории также являются «габитус» и «поле». Габитус – это система приобретенных диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как П. Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет его понятием поля. Поле – совокупность отношений между объективными позициями, которые статистически определят взгляды занимающих их агентов как на данное поле, так и на их собственные позиции. П. Бурдье говорит о трех полях: экономическом, культурном, социальном [11]. Учёный рассматривает анализ одного из полей (экономики) как частный случай общей теории полей, который даёт социологу исследовательские инструменты. Поле не существует в реальности, являясь продуктом социологического конструирования, но, вместе с тем, оно не произвольно, а основывается на социально-исторических фактах [4, с. 146].

Таблица. Труды П. Бурдье.

Название произведения год
«Начала»
«Практический смысл»
«Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика» 1966, 1969
«Различие. Социальная критика суждения»
«Студенты и их учёба»
«Практический разум. О теории действия»
«Ответы. К рефлексивной антропологии»
«Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля»

*Таблица составлена на основе источника [4, с. 144].

Никлас Луман (1927 - 1998) – автор теории самореферентных систем. Основные произведения: «Общество общества» (1997 г.), «Социальные системы» (1984 г.). Учёный считает социологию «системным анализом социальных образований». Рассматривает общество как систему, которая не является объективным феноменом, а представляет собой систему отношений и возможностей отношений. Основополагающей характеристикой «систем» и «сред», согласно Н. Луману, является комплексность – пространство возможностей «переживания и действования». Существование системы предполагает отбор возможностей, обеспечивающих её существование. Такое ограничение происходит через самореференцию – установление самотождественности, самосоотнесение. Т.е. самореферентность общества означает его способность себя описывать. Н. Луман выделяет психические, биологические, механические, социальные системы. Элементами психических систем являются мысли, а элементами социальных – не люди, а коммуникации. Люди являются частью среды социальных систем. Коммуникация включает в себя информацию, её сообщение и понимание сообщения получателем. Она является смысловым, самореферентным процессом. Общество, как форма социальности, представляет собой систему, задающую область всех возможных коммуникаций [4, с. 520].

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 968. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия