Феноменология
Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гурсель (1859 – 1938), который, с одной стороны рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на личность, вызывая у неё «поток сознания»; с другой стороны, лозунг Э.Гурселя «Назад к самим предметам!» означал отделение сознания личности от предметного мира. Такое «чистое» сознание создаёт с предметами смысловое поле. Познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда следует, что для исследователя не имеет значения, существует ли мир реально, главное, что субъект (человек) ощущает. Такой метод познания Э. Гурсель называл «методологической редукцией» [12, с. 34]. Его последователи в социологии Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) написали трактат по социологии знания «Социальное конструирование реальности» (1966). Общество по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная и объективная реальность. Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт; общество – это объективная реальность и человеческий продукт. Представителем феноменологии является также австрийский социолог Альфред Шюц (1899 - 1959). В своих работах он опирался на философию Э. Гурселя. В рассуждениях А. Шюц отталкивался от понятия личности. Видение мира каждым индивидом определяется его рождением, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями («биографической ситуацией»). Биографическая ситуация создаётся и окружающим миром и человеком одновременно, т.е. сочетает субъективное и объективное. Биографическая ситуация является источником перспектив развития личности. Повседневное мышление, по А. Шюцу, гармонизирует индивидуальные биологические ситуации и перспективы развития личности путём идеализаций. Эти идеализации формируют представления о мире, которые становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть мир повседневной жизни, поток феноменов [12, с. 35]. Главной задачей социологии является открытие общих принципов организации повседневной жизни. Достижением феноменологической социологии было её обращение к анализу свойств обыденного мышления и деятельности. Именно А. Шюц показал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность – одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности [3, с. 253].
|