Теория структурации
Создатель теории – Энтони Гидденс (р. 1938 г.), автор 34 книг и более двухсот статей, зарекомендовал себя в качестве самого читаемого и часто цитируемого теоретика нашего времени. В теории структурации Э. Гидденс пытался исправить недостатки функционализма и структурализма, с одной стороны, и понимающей социологии и герменевтики, с другой. В центре внимания Э. Гидденса находятся проблемы теории действия, проблемы деятельности и структуры, а также способность социального деятеля к познанию. Таблица*. Произведения Э. Гидденса.
* Таблица составлена по материалам Интернета. Теория структурации Э. Гидденса и связанные с ней концепции (действующего субъекта, социальных институтов, социальной и системной интеграции) призваны упорядочить понятийный и концептуальный аппарат теоретической социологии для изучения механизмов социальных изменений в современном обществе. Э. Гидденс разрабатывая свою теорию, начинает с переосмысления понятий "действие", "структура", "система". Основной целью теории структурации было стремление объединить несовместимые, на первый взгляд, теории структурализма, функционализма, герменевтики и «понимающей социологии» в единое целое [10, с. 40]. Структурализм и функционализм превозносят роль социальных объектов, а герменевтика и понимающая социология акцентируют внимание на действиях социальных субъектов. Пытаясь преодолеть эти противоречия, в теории структурации Э. Гидденс говорит не о доминировании в обществе отдельного индивидуума как "свободного деятеля", обладающего возможностями для конституирования социальных отношений, и не о существовании независимой ни от чего социальной тотальности, а о существовании в пространстве и во времени социальных практик. Другими словами, социальная жизнь, общество созданы социальными акторами и постоянно воспроизводятся ими теми же средствами, которыми они реализуют себя как акторы – это основное положение теории структурации Э. Гидденса. Производство общества человеческими существами возможно лишь потому, что осуществляя всякого рода взаимодействия, они обычно обращаются к своим знаниям. При этом Э. Гидденс говорит не о простом повторении уже установленных кем-то ранее практик, а о «творческом» подходе социальных акторов, каждый из которых вносит свое, новое, в уже существующие образцы поведения, одновременно изменяя и самих себя. Э. Гидденс не отвергает традиционное использование термина "структура." Из-за значительного сходства содержаний понятия "структуры" и "системы" зачастую используются как синонимы. Все попытки развести эти два понятия в классической социологии представляются учёному не вполне удачными. Э. Гидденс считает, что термины "действие" и "структура" диалектически зависимы. Действие, в терминологии Э. Гидденса, - это не отдельные акты, а непрерывный поток поведения. Базовые положения следующие: 1) действие связано с характеристиками действующего субъекта; 2) действие связано с постоянным «вмешательством» субъекта в окружающий мир; 3) социальный мир не всегда поддается воздействию со стороны социального субъекта. «Социальные акторы», будучи сознательными существами, постоянно пытаются упорядочить и переупорядочить социальные практики согласно требованиям места и времени их существования. При этом преемственность практик предполагает рефлексивность, а рефлексивность возможна только благодаря преемственности практик. Поэтому, целесообразно говорить не о наборе отдельных актов, а о непрерывном потоке поведения как отдельного «социального актора», так и целых поколений. Э. Гидденс представляет историю общества не как просто функционирование, а как его изменение. Для того чтобы показать, как «социальному актору» удается поддерживать старые образцы социальных практик, а также при этом вносить своими действиями что-то новое, Э. Гидденс вводит в свою теорию стратификационную модель действующей личности, предполагающую рассмотрение рефлексивного мониторинга действия, рационализации и мотивации действия как устойчивой системы [11]. Таким образом, общество представлено в теории Э. Гидденса как процесс воспроизводства социальных систем через совокупность практик, взаимодействие структур и действий в определённом пространственно-временном континууме [1, с. 44].
|