Эмпирическое направление
Эмпирическое направление возникло в 20 – 40 г. ХХ ст. Эмпирическое направление характеризуется установкой на поиск общих для природы и общества законов развития, использованием точных эмпирических методов и стремлением к ценностной нейтральности выводов. Представители эмпирической социологии: Г. Блумер, Э. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий, У. Самнер, У. Огборн и др. [3, с. 181]. В рамках эмпирической социологии сложились следующие школы: Чикагская школа (Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас, Ф. Знанецкий); Колумбийская школа (Р. Мертон, П. Лазарсфельд); Гарвардская школа (Э. Мэйо, П. Сорокин); Немецкая школа (Х. Шельский, А. Адлер) [1, с. 40]. Наиболее влиятельной была Чикагская школа. Её основателем считают Р.Э. Парка (1864 – 1944). Эта школа способствовала усовершенствованию методологии социологических исследований. Например, учёные Чикагской школы создали исследовательскую программу по изучению локальных сообществ в г.Чикаго [3, с. 180]. Особенностями Чикагской школы являются: - комбинирование этнографических и количественных методов в исследованиях; - объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде; - исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях; - приоритет качественных методов в исследованиях [1, с. 41]. В рамках Чикагской школы были созданы основы урбанистической концепции, социальной экологии. Чикагская школа оказала значительное влияние на всё развитие эмпирической социологии. 3.2. Структурно-функциональный анализ (функциональный подход в социологии) характеризовался попыткой построить законченную систему социального действия. Наиболее известные его представители: Т. Парсонс, Р. Мертон. Т. Парсонс (1902 – 1979) считал наиболее важными функциями научной теории описание и анализ. Они неразрывно связаны, т.к. анализ становиться возможным только тогда, когда существенные факты описываются и тщательно систематизируются. Основной категорией всякого научного описания он считает категорию эмпирической системы, потому что эмпирические утверждения о факте не могут быть изолированными друг от друга. Основной метод отбора из неограниченного числа фактов о конкретных явлениях – теоретическая концептуализация [3, с. 187]. Т. Парсонс утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который конструируется из: актера, целей деятельности, социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства. Система действий является структурированным набором единичных актов. Социальная система предполагает наличие трёх подсистем: личностной подсистемы, культурной подсистемы и физического окружения, на которое общество должно ориентироваться [4, с. 711]. Учёный предлагал рассматривать общество как систему, имеющую определённую структуру. Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно представить в двух нераздельных аспектах: 1.как структуру, выступающую в совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами (статика системы); 2. как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы), причём эти изменения связаны с действиями. Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение социальных систем – это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами [8, с. 62]. Социальная система, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре взаимосвязанные функции: 1. адаптация нацелена на приспособление системы к окружающей среде (эту функцию выполняет экономика); 2. целедостижение заключается в определении целей системы и мобилизации энергии и ресурсов для их достижения (эту функцию выполняет политика); 3. мотивация – направлена на воспроизводство образца, т.е. на сохранение норм и ценностей системы (эту функцию выполняет культура); 4. интеграция – направлена на поддержание координации между частями системы, её связанности, целостности, на защиту её от резких изменений и крупных потрясений, на стабилизации системы [8, с. 63]. Т. Парсонс особо выделял системообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создаёт устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему. Структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. По отношению к другим системам (личности, социальной системе) культура выполняет роль регулятора [8, с. 64].
Таблица. Основные работы Т. Парсонса
Мертон Роберт Кинг (1910 – 2003) подверг структурно-функциональный анализ «внутренней критике» за то, что это – попытка создать всеобъемлющую социологическую теорию, непригодную для эмпирической практики. Он предложил создать теории среднего уровня в социологии. «Это теории, которые находятся в промежуточном пространстве между частными рабочими гипотезами и попытками развить общую единую теорию». Согласно Р. Мертону, они позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику [4, с. 547]. Р. Мертон ввёл понятие о дисфункциях системы – негативных последствиях воздействия одной части системы на другую. Дисфункции, по Мертону, вызываются: рассогласованностью элементов, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы (цели) начинают расходиться с институциональной их поддержкой (санкционированием) системы [4, с. 548]. Мертон разделил функции на явные и латентные (скрытые). Первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определённой социальной единицы (индивид, группа, сообщество, социальная система); вторые – к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка. Разграничение между явными и латентными функциями позволяет понять социологу стандарты поведения, которые, на первый взгляд, кажутся иррациональными [3, с. 195].
Таблица. Основные работы Р. Мертона.
Функционализм был попыткой объяснить социальную организации и поведение с независимой точки зрения наблюдателя. В целом, структурно-функциональный анализ рассматривал общество как стабильную систему, поэтому, в кон. 50-х – сер. 60-х гг. ХХ ст. это направление подверглось критике, как неспособное адекватно анализировать конфликтные состояния в обществе [6].
|