Структурализм
Термин структура имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок». В социологию понятие «структура» ввёл Г. Спенсер [12, с. 26]. Однако, как научное направление структурализм появился значительно позднее. Структурализм исследует различные стороны общественной жизни как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики, поэтому данная теория значительное внимание уделяет анализу языка как явления культуры. Представители теории структурализма: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.Деррида [1, с. 45]. Начало формирования этой теории связано с выходом в свет книги Ф. Соссюра «Курс общей лингвистики», в которой он анализирует язык и приходит к выводу, что язык способен что-либо выражать только благодаря взаимосвязи всех его элементов в определённой системе, а также, что отсутствует «субстанции» языка. К. Леви-Стросс* (1908 – 2009) перенёс конкретно-научный метод структурной лингвистики в область культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. К. Леви-Стросс на основе этнографических материалов изучал систему родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д. Задачей структурного анализа считает «прочитывание» различных символических культурных форм (архитектура, религия и т.д.) как кодов архетипического языка. К. Леви-Стросс рассматривает общество с позиций семиотики как полиморфную систему коммуникаций (противоположных полов, имуществ, лингвистических знаков), имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных позиций [4, с. 503]. Таблица. Основные произведения К. Леви-Стросса
*Интересный факт (к сведению студентов): В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. Ему принадлежат афоризмы: «XXI-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» [11]. М. Фуко (1926 – 1984) изучал глубинные конфигурации языка различных эпох, анализировал в синхронном разрезе области языкознания, биологии и политической экономии. Основной задачей учёного М. Фуко считал коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: «субъект – познание – мир». Исследуя в обществе и языке такие феномены, как образование медицинских и психиатрических понятий (например, нормальности и безумия) М. Фуко приходит к выводу, что необходим собственный метод постижения мира – «археология», которая способна выяснить условия происхождения и существования различных феноменов человеческой культуры [4, с. 1175]. Пользуясь этим «методом» учёный анализирует следующие феномены: медицину, понятие сексуальности в обществе, феномен власти, тюрьмы и т.д. Таблица. Некоторое произведения М. Фуко.
Таким образом, доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа и ориентация на семиотику, изучающую внутреннее строение языка [4, с. 1098].
|