Классический период развития социологии
После выхода в свет работы Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и других науках. Эта идея прослеживается и в социологии, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. Некоторые учёные стремились проследить законы эволюции в отношении общества. Таковыми, в частности, являются: Л.Г. Морган, Д.Ф. Макленнон, И.И. Бахофен, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. Натурализм, эволюционизм и органицизм в социологии характеризуются упрощённым пониманием законов развития общества. Под влиянием естественных наук, некоторые социологи рассматривают общество как некий живой организм (социальный органицизм), либо переносят законы эволюционного биологического развития на общество (социальный эволюционизм, социальный дарвинизм), либо рассматривают общество как механизм, машину (социальный механицизм). Таблица. Течения в социологии, сформировавшиеся под непосредственным воздействием естественных наук:
Классический этап в развитии социологии называется таковым, поскольку именно в этот период происходили становление и институционализация социологии как науки. Большинство исследователей хронологически определяют этот период с 30 –х г. ХІХ ст. до 20 –х г. ХХ ст. [1, с. 21]. Каждому этапу в социологии присуще многообразие школ и направлений. Таблица. Направления классического периода в социологии.*
* Таблица составлена на основе книги [1, с. 21] В данном учебно-методическом комплексе кратко рассмотрим только некоторые, наиболее крупные.
2.1. Г. Спенсер – представитель эволюционизма. Наиболее ярким представителем эволюционизма в социологии был Г. Спенсер. Герберт Спенсер (1820 - 1903) – британский философ и социолог. Отличался необыкновенной эрудицией, оставил огромное научное наследие. Его творчество воплотило в себе идеи эволюционизма. На взгляды учёного оказали влияние произведения Ч. Дарвина, А. Смита, Т.Р. Мальтуса. Программа социологии как науки изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Книга способствовала не только разработке но и пропаганде новой общественной науки. Задача социологии, по мнению Г. Спенсера, изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений [4, с. 1082]. Большое вниманиеуделил учёный теории социальной эволюции. Таблица. Труды Г. Спенсера:
Социальная эволюция – это часть универсальной эволюции, она состоит в усложнении форм общественной жизни. Главной задачей социолога Г. Спенсер считал изучение, классификацию и типологизацию эволюционных процессов в обществе. Он выделял два типа обществ: военные и промышленные. Классическим примером военного общества считал Спарту. Для военного общества характерно доминирование коллективных целей над индивидуальными, жёсткая система принуждения, высокий уровень сплочённости, наследование власти, религиозность сознания и т.д. Для промышленных обществ характерна самоорганизация и саморегулирование, охрана прав человека, плюрализм идеологий, восприимчивость к инновациям и т.д. Считал, что в его время промышленное общество начинает формироваться в Англии [4, с. 1084]. Классический эволюционизм Г. Спенсера оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал введению в общественные науки проблематики социальных изменений, стимулировал развитие других направлений в социологии.
2.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский философ и социолог, первый в мире профессор социологии. Создал своё научное направление (школу), которое группировалось вокруг издаваемого им журнала «Социологический ежегодник». Объектом социологии считал социальную реальность, несводимую к биопсихической природе индивидов. Предмет социологии определял как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой» [4, с. 303]. Э. Дюркгейм разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплочённости (солидарности)», «социологии религии» и др. Таблица. Наиболее значимые труды Э. Дюркгейма
Теоретическую основу всей концепции Э. Дюркгейма составляет социологизм. Социологизм – это попытка при объяснении социальных явлений исключить все факторы (географические, психологические, нравственные и др.) кроме собственно социальных. Э. Дюркгейм исследовал, главным образом, роль коллективного сознания его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Учёный оперировал понятием социальный факт – это всякий образ действия, чётко определённый или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. Согласно принципу «социологизма» учёный призывал объяснять «социальное социальным», т.е. при объяснении общественных явлений учитывать только социальные факторы, что вело к недооценке других факторов в жизни общества. Вторым постулатом учения Э. Дюркгейма является понятие «солидарности» (социальной сплочённости). Солидарность – высший принцип, универсальная ценность, признаваемая всеми членами общества. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует согласие всех членов общества. По мере роста социальной сплочённости в обществе происходит прогресс. Э. Дюркгейм различает два вида солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность существовала в архаическом обществе. В нём люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей. Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, её продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности [4, с. 303]. Наибольшую популярность принесла Э. Дюркгейму книга «Самоубийство». До него учёные причину этого явления объясняли сугубо психологическими причинами. Э.Дюркгейм доказал, что причины данного общественного явления кроются в социальной жизни. Выделил три типа самоубийств: эгоистическое самоубийство (протест индивида против нормативов, условий жизни); альтруистическое самоубийство (принесение себя в жертву), например: самопожертвование солдата во имя Родины; аномическое самоубийство (протест против существующих общественных порядков), например: против тирании, фашизма. Опираясь на огромный фактический материал, учёный доказал, что процент самоубийств выше в городе, чем на селе, среди одиноких больше, чем среди семейных и т.д. [4, с. 304]. Его разработки используются социологами и в современности.
2.3.«Понимающая социология» М.Вебера. Карл Эмиль Максимилиан Вебер (1864 – 1920 гг.) – один из основателей современной социологии. Принадлежит к числу тех учёных, которые обладали энциклопедическими знаниями. Макс Вебер внёс значительный вклад в историческую науку, в социологию, философию, экономику, политологию, юриспруденцию, культурологию. В социологии Макс Вебер разработал: теорию социального действия, понятие «идеального типа», понятие «социальная ценность», теорию бюрократии, понятие «господство». В социологии М. Вебер является создателем направления «понимающая социология». По мнению М. Вебера, необходимость «понимания» предмета своего исследования отличает социологию от естественных наук. В качестве исходного пункта социологического исследования Вебер рассматривает поведение индивида. Действия индивида являются «первичным атомом» [5, с. 56]. «Понимающая социология» должна понять и объяснить следующие аспекты: 1. посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось. 2. какие последствия имели их стремления для поведения других людей. Свою задачу в области социальных наук М.Вебер видел в том, чтобы понять действительную жизнь в её своеобразии. Считал, что истинное научное знание может опирать только на «закономерное» в социальной жизни, а «индивидуальное» (случайное) отбрасывается, либо принимается только как иллюстрация к закону [5, с. 48]. Социология, по мнению М. Вебера, есть наука, которая хочет понять и причинно объяснить социальное действие. По мнению социолога совершать социальное действие может только человек и оно должно быть направлено по отношению к другим людям. «Социальным» называется такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нём действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своём течении [5, с. 57]. Главной характеристикой социального действия является его смысл. Основными компонентами социального действия учёный называет цели, нормы, средства. М. Вебер выделил четыре типа социальных действий: целерациональные (например, действия предпринимателей в экономике с целью получения прибыли), ценностно-рациональные (например, предприниматель тратит деньги на церковь, а не производство), традиционные (действия по трафарету, по привычке), аффективные (действия, где ведущим мотивом являются эмоциональные порывы, например, поведение футбольных болельщиков). Критерием выделения типов социального действия является рациональность, точность, мера [6]. По мнению М. Вебера, наука должна давать идеальную картину процессов, происходящих в обществе. Разумеется, что в реальности такая конструкция носит характер утопии, полученной в результате мысленного доведения определённых элементов действительности до их полного выражения. Такие мыслительные конструкции Вебер назвал «идеальными типами». Идеальный тип – это искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. «Идеальный тип» возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. Научная ценность «идеального типа» определяется тем, в какой степени он будет способствовать познанию конкретных явлений культуры в их взаимосвязи, в их причинной обусловленности и значении [5, с. 51]. Макс Вебервнёс значительный вклад в изучение политики. Ключевыми понятиями для политической социологии учёного являются понятия «господства» и «власти». По мнению социолога, власть – это способность действующего лица, преодолев сопротивление другого индивида, навязать свою волю. Политика, по мнению М. Вебера, это стремление к участию во власти. «Господство» связано с понятием приказа. Тот, кто приказывает, ждёт, что его приказу будут повиноваться, а тот кто должен повиноваться ждёт приказа в приемлемой для себя форме. Государство – есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Вебер выделял три типа легитимного господства: легальное (рациональное), традиционное и харизматическое. Легальное опирается на веру людей в законность управления; традиционное основано на вере в традиции (монархия); харизматическое предполагает личную преданность правителю. Как один из феноменов легального господства М. Вебер исследовал роль бюрократии в обществе. Легальное господство в наибольшей степени соответствует рациональной структуре экономики, поскольку бюрократическое управление означает господство посредством знания и в этом отношении носит специфически-рациональный характер [5, с. 73]. Исследования бюрократии у М. Вебера имели три основных вектора: анализ бюрократии как технически совершенного аппарата осуществления власти, критика предпринимаемых бюрократией попыток «вырваться» за рамки присущих ей функций; рассмотрение феномена бюрократии как отражения социальной структуры общества [5, с. 74].
Таблица. Наиболее значимые труды М. Вебера:
Таким образом, научные достижения М.Вебера не ограничивались только социологической наукой и распространялись на смежные дисциплины – историю, философию, экономику, политологию, религиоведение, культурологию. Методология, созданная М. Вебером, и сегодня используется в социологической науке, с её помощь многие исследователи пытаются толковать прошлое и давать прогнозы на будущее [7, с. 167].
|