Сопротивление русского народа Батыеву нашествию
1. В 1257 г. баскаки-переписчики появились в Новгороде, но местные жители отказались от переписи, начались восстания. В Новгород приехал князь Александр Невский и ордынские послы. Видя соотношение сил Руси и Орды и боясь прихода карательного войска, Александр силой принудил новгородцев впустить в город татарских переписчиков. Подобные события повторились и в 1259 г. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, всей Северо-Восточной Руси. Все это привело к тому, что монголо-татары перестали ездить по Руси и передали сбор дани русским князьям. В 1263 г. умер Александр Невский, и между князьями начались усобицы за владимирский престол. Русские князья прибегают к помощи ордынцев, которые разоряют русские города (14 городов). Всего за 25 лет (до 1300 г.) монголо-татары совершили на Русь 15 походов. Нашествие Батыя оказало негативное воздействие на всю историю Руси, надолго затормозив ее развитие.
№2 Общественное движение в России в 20-40 ег 19 века. Западники и славянофилы. Революционные демократы. После поражения декабристов общественная жизнь в стране и особенно в Санкт-Петербурге была ограничена. В этих условиях новые направления общественной мысли стали формироваться в Москве. Большой эффект произвели написанные П.Я. Чаадаевым «Философические письма», которые были опубликованы в 1836 г. В них автор сурово критиковал существующие в России порядки, упрекал страну в том, что она не дала миру ни одной оригинальной мысли. По словам А.И. Герцена, письма произвели такой же эффект, как «выстрел раздавшийся в тёмную ночь». У П.Я. Чаадаева обнаружилось немало противников среди мыслителей, которые должны были аргументировать свои взгляды. Правительство наказало П.Я. Чаадаева, он был объявлен «сумасшедшим». В конце 1830-х гг. начинается новый период в истории русской общественной мысли – формируются направления западников и славянофилов. Оба направления создаются на рубеже 1830-х-1840-х гг. Славянофилы отстаивали идею особого пути русского народа и неприемлемости для него западных политических образцов. Следовательно, славянофилы отрицательно оценивали преобразования Петра Великого. Славянофилы идеализировали жизнь русских крестьян и призывали сохранять традиционную общину. Другим важнейшим основанием русской жизни они считали православную церковь. По мнению славянофилов, русский народ во все времена был равнодушен к политике и ему необходима власть царя. При этом славянофилы создали фор-
мулу «сила власти – царю, сила мнения – народу». В то же время необходимо подчеркнуть, что славянофилы являлись оппозиционным течением, они критиковали порядки, существовавшие в николаевской России. Наиболее известными участниками движения были А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. В отличие от славянофилов, западники считали, что Россия идёт по тому же пути, что и страны Западной Европы, хотя и с некоторым запозданием. Западники выступали за введение в стране конституционной монархии. Если славянофилы придавали огромное значение религиозной вере, то западники доказывали, что основную роль в человеческой жизни играет разум. В то же время и западники и славянофилы выступали за отмену крепостного права. Известными западниками были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин. В конце 1840-х гг. складывается революционно-демократическое направление общественной мысли. Его лидерами были А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский. Представители нового направления отделились от западников, поскольку видели недостатки и в жизни европейских государств: социальное неравенство, бедность, ограниченность политических свобод. В этих условиях демократы активно изучали работы философов-социалистов (Фурье, Сен-Симона). Студент должен уметь объяснить разницу между взглядами либералов и социалистов в отношении необходимых реформ. Наиболее оригинальную концепцию разработал А.И. Герцен. Он считал, что Россия сможет перейти к социализму, минуя капитализм. По мнению А.И. Герцена, у России для этого была важная предпосылка – в крестьянской общине уже есть элементы социализма – общественное владение землей, уравнительные переделы. В 1848 г. Герцен отказался возвращаться из Европы в Россию по требованию правительства. В эмиграции он стал издавать газету «Колокол», которая сыграла важную роль в развитии русской революционной демократии. Важную роль в распространении демократических идей в России сыграл кружок, собиравшийся на квартире у чиновника М. В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849 гг.). Участники кружка обсуждали новейшие философские сочинения, привозимые из Европы, обсуждали положение дел в России. Участниками кружка были известные впоследствии писатели Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин. Члены кружка придерживались разных политических взглядов, среди них выделилась группа во главе с Н.А. Спешневым, которая вы-
ступала за свержение самодержавия, освобождение крестьян, ведение в России парламентской республики. В апреле 1849 г. петрашевцы были арестованы и преданы военному суду. 21 человек был приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторжными работами. Суровые репрессии над петрашевцами произвели сильное впечатление на русское общество.
Билет №12 Вассальная и данническая зависимость Руси 1. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья — Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора. 2. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов. Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться. Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.
|