Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма Леон Дюги
предстает в конечном итоге защитником социально- юридического, т. е. позитивистского и социологического, понимания права, однако с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции. Таким образом, общий замысел Дюги предстает как решительное намерение поместить право и его знатоков--юристов в некоторый новый и более адекватный контекст обсуждения природы и назначения права и государства. В этом своем намерении он нашел поддержку среди основателей и главных авторитетов социологического позитивизма (Сен-Симой, О. Копт, Г. Спенсер) и современников, в частности Э. Дюркгейма, который в своих работах методологического свойства настойчиво утверждал, что право есть не что иное, как “непосредственный результат социальных факторов”. Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится не идея из арсенала юснатурализма или юридического догматизма, а идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма, у истоков которой находится О. Кант. Именно привнесение этой идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав человека, а также к новым перетолкованиям понятий “социальный класс”, “индивидуальное право”, “разделение властей” и др. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма Морис Ориу. Теорию институционализма более удачно разрабатывал Морис Ориу (1859--1929),который исконную делему противоположения интересов индивидума и страны объяснил в духе христианского коллективизма первых его веков, но сделал это с некими новациями, обусловленными современной социально-исторической ситуацией. Теория институции, понимаемой как учреждение, установление либо же некоторая коллективность, отказалась от использования договорной теории (концептуального ядра либеральной теории) и от командно- административной законности социалистов и выдвинула ряд принципиально новых положений, которые получили потом очень обширное популистское употребление, Концептуальная база теории институции всходит к идее равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание собственной теории разделения властей. Сущность ее заключается в том, что правопорядок пробуют уподобить системе физического равновесия сил и всю жизнь современных стран представить для себя как “бессчетные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему” (Н. К. Алексеев).Предметом общественного права, согласно М. Ориу, является муниципальный режим правления, который олицетворяет собой правительство, т. е. режим сразу политический, экономический и юридический, но также режим, который “завладевает цивилизацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в какой есть индивиды”.
|