Развитие духовной культуры в средние века
Направления развитии духовной культуры в раннем и развитом
средневековье. Развитие городской оседлости, переход полукочевых
скотоводов в ранг горожан оказали свое влияние на развитие
различных направлений в духовной культуре степняков. Процесс
перехода к оседлой жизни привел к увеличению численности горожан,
к улучшению качества жилых помещений, систем общественных
построек. В начале Х в. родоначальник династии Караханидов Сатук
принял ислам, а его сын Богра хан в 960 г. объявил о том, что ислам
является государственной религией страны. Начиная с этого времени,
общественные постройки, интерьер, фасады и стены дворцов и
помещений для торжественных церемоний украшаются различными
лепными фигурами, узорами, росписью, изящными колоннами. Фасады
и минареты мечетей, купола памятников изобилуют различными худо-
жественными украшениями, орнаментами, архитектурным декором.
Развивается архитектурное искусство. В городах Южного Казахстана-
Сайраме, Туркестане, Таразе, Отраре и других — возводятся
величественные здания мечетей, медресе, культовые памятники. Были
построены такие культовые сооружения, как мавзолеи Айша-биби,
Бабаджи-хатун и др.
Развивается скульптурное искусство, связанное с религиозными
культами. На могилах стали воздвигать каменные изображения раз-
личных зверей. Намогильные каменные фигуры стали появляться
еще в бронзовом веке. Теперь они становятся подлинными шедеврами
скульптурного изображения. В истории их называют каменными
фигурами, в тюркской письменной литературе балбалали.
Оружие, найденное в захоронениях, предметы быта говорят о вере
тюрков в средние века в загробную жизнь. По преданиям, у тюрков
была пещера под названием "Пещера предков". Появление в народе различных религиозных верований, религиоз-
ных преданий привело к развитию устного творчества, письменности,
наук.
Древние письменные памятники. По результатам исследований
последних лет, судя по письменным памятникам, найденным в
Иссыкском захоронении вместе с "Золотым человеком", ученые,
расшифровывая таласские письмена, приходят к мнению, что они
свидетельствуют о древнетюркской письменности (VI — VII вв).
Специалист по тюркским языкам
профессор А. Аманжолов утверждает, что наши предки владели
древнетюркским языком еще 1500 лет назад. А письмена в "Большом
Кюль-тегине" и "Малом Кюль-тегине" написаны в 733 г., почти 1300
лет назад. И хотя надписи сделаны в форме плача по погибшим кага-
нам, по ним легко можно узнать историю Тюркского каганата. В
памятнике говорится о таком смелом батыре, как Кюль-тегин, который
погиб, защищая свою страну, о взаимоотношениях между странами, о
религиозных верованиях народа. Батыр Кюль-тегин умер в 731 г.
Убитый горем старший брат Бильге каган, чтобы увековечить память
о батыре, в ущелье Кошо-Цайдан устанавливает большой камень. Текст
памятника записал родоначальник тюркской письменной литературы
Йоллыг-тегин.
Огромна историческая ценность и "Книги моего деда Коркыта", о
которой раньше говорили только как о произведении устного твор-
чества, а затем выяснилось, что она была написана примерно в IX в.
В произведении часто упоминаются такие названия, как Алатау,
Каратау, Казыгурт, Голубое море (озеро Балхаш), степи Арка. Они
говорят о том, что действие легенды происходило в конкретных местах
Казахстана. Основная мысль книги — единство народа. По истори-
ческой канве к ней близко стоит легенда "Огуз-наме". Все эти легенды
ранее передавались в устном народном творчестве и только примерно
в XIII в. появились в письменном виде. "Огуз-наме" — художественное
и историческое произведение. В нем восхваляются походы войск огузов,
героизм и подвиги батыров. Основная идея — призыв к единству
народа, героизму, милосердию, к борьбе с врагами.
Так, по данным источников, каган огузов не всегда дружил с
соседним Кыпчакским государством. Бывали между ними и ссоры, и
войны, и периоды мирного существования. Вот почему и историческая
судьба этих стран имеет много общего. Однако кыпчаки в XI в.
становятся сильным, мощным государством. Они захватывают земли
в долине Сырдарьи и вынуждают огузов уйти в западном направлении.
В этот период в кыпчакской устной литературе закладываются основы
книги "Кодекс Куманикус", или "Словарь кыпчаков". Рукопись была
написана древним готическим шрифтом в начале XIV в. кыпчаками,
жившими на побережье Черного моря. Это было время, когда
западноевропейцы стали проявлять живой интерес к восточным странам. Поэтому этот словарь сослужил хорошую службу для
европейских посольств и путешественников в их стремлении ближе и
лучше узнать тюркоязычные страны. По утверждениям исследователей
современного казахского языка, приводимые в книге-словаре загадки,
пословицы и поговорки, мысли и названия материальных предметов,
схожи со словами, употребляемыми нашими соотечественниками.
Поэтому словарь имеет огромное значение для изучения казахского
языка.
Развитие науки и литературы. Ранее мы уже говорили о том, что
на казахстанской земле существовало множество различных религий
и что особое место занимал ислам, широко распространяясь по всей территории Казахстана. Религиозные
книги в народе выполняли просветитель-
скую роль и влияли на развитие в стране
науки. Одним из первых ученых мирового
значения был Абу Наср аль-Фараби
(870 — 950 гг.)
Вместе с развитием в XI — ХП вв. вышеназванных знаменитых
городов были и другие, в которых жили великие ученые: Юсуф
Баласагуни, Ходжа Ахмед Ясави, Махмуд Кашгари, Али аль-Испид-
жаби. В своих произведениях они проповедовали человеколюбие,
доброту, смиренность.