Вопрос 2. Религиозные верования
Религиозные верования. Религия В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Покровительницей очага и детей было женское божество Умай. Был распространен культ священных гор. Почитали тюрки огонь, широко практикуя обычай очищения огнем. Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. В IX - XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. При раскопках семиреченских городов обнаружены буддийские храмы. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу - Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где центром его был Мерв. В VIII - Х вв. была образована карлукская митрополия, а в Таразе и Мирки действовали церкви. В конце IX - начале Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI - ХII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения. Пути религий Буддизм. По Шелковому пути распространялись также религиозные идеи. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в I в. до н.э. проник буддизм. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Буддийский монастырь I-III вв. найден археологами в Термезе на Каратобе. Буддийские памятники открыты в долине Санзара, на городище Гяуркала в Мерве. Буддийский монастырь VII-VIII вв. Аджина-тепе исследован в долине Вахша на юге Таджикистана. В первой половине VII в .буддистами становятся правители западных тюрок. На Юге Казахстана и в Семиречье буддистские сооружения найдены на городищах Чуйской долины: Ак-Бешиме, Красной Речке, Новопокровском, Новопавловском. Одной из интереснейших находок является подземныймонастырь VI-VIII вв. неподалеку от города Испиджаба (Сайрама). Христианство распространялось с Запада на Восток изСирии. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. В IX-Х вв. митрополия (церковно-административный округ) образована во владениях карлуков, в Таразе и Мирки действовали церкви. В XI в. христиане обратили в свою веру монгольское племя кереитов. В ХII в. учреждена митрополия Кашгара и Навакета. В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, но христиане играли в его империи значительную роль. О христианах Илийской долины, имевших церковь в Каялыке, свидетельствует ВильгельмРубрук. Остатки христианского монастыря XIV в. найдены на берегу Иссык-Куля, христианской церкви - на городище Ак-Бешим, городов Джамуката и Навакета. К выдающимся памятникам религиозного искусства XIV в. относятся кайраки – надгробные камни с христианской символикой, обнаруженные в Семиречье и Восточном Туркестане. Манихейство возникло в III в. в Иране. Оно представляло синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма - идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейцы жили в Южном Казахстане, в Турфанском оазисе, семиреченских городах Баласагуне и Чигильбалыке. Медальон манихейского божества найден при раскопках Тараза. Зороастрийская вера (идея борьбы добра и зла, света и тьмы) была занесена в Казахстан в VI - VII вв. согдийцами. В Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от каноническогo. Он был связан с местными языческими культами - культом огня, рода, предков, животных. Находки, связанные в этой религией, представляют собой захоронения в оссуарuях (глиняных ящиках для костей), хумные захоронения. Памятники этой религии найдены в сырдарьинских городах. Ислам. В VIII-IX вв. начинается исламизация населения. Наибольшему влиянию мусульманской культуры в VIII в. подверглись карлуки. В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. В XI-XII вв. ислам распространился среди кыпчаков. В Таразе и Мирки христианские церкви превратили в мечети. В Х-ХI вв. построена мечеть в Баласагуне (Семиречье). Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Сохранились фрагменты мавзолеев Бабаджа-хатун (Х в.), Айша-Биби (ХI-ХШ вв.), Сырлы-там на Сырдарье (XII в.). Шелковый путь является ярким феноменом мировой цивилизации. В его оазисах обнаружены замечательные памятники культуры и искусства, предметы быта и культа, принадлежавшие разным религиям. В городах Казахстана создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.
|