История вопросаСлово "изнасилование" (rape - англ.) происходит от латинского термина (гареге), означающего "красть", "хватать", "уносить". В древние времена это был один из способов добыть жену - мужчина просто насиловал желаемую женщину, а затем приводил ее в свое племя. После этого он должен был защищать свое достояние и свою честь, не позволяя другим схватить и изнасиловать свою жену. Похоже, что это было источником первых законов против изнасилования, в которых оно рассматривалось как преступление против собственности и чести, но не как преступление против женщин. Согласно Кодексу Хаммурапи - своду законов, установленных в Вавилоне около 4000 лет тому назад, человек, который изнасиловал обрученную девственницу, подвергался смертной казни. Однако если мужчина насиловал замужнюю женщину, виновными считались оба - и насильник, и его жертва, и оба подвергались казни - их топили. Библейские установления против изнасилования (Второзаконие, 22:22-29) делают аналогичное различие с очень небольшим дополнением: замужняя женщина, подвергшаяся изнасилованию, рассматривалась как добровольная соучастница; и ее, и ее насильника убивали. Девственница считалась виновной только, если она была изнасилована в городе, где, как полагали, ее крики могли бы привлечь людей ей на помощь. Напротив, девушку, изнасилованную в поле вне городских стен, ждала пощада, поскольку никто не мог услышать ее крики. Если она была помолвлена с кем-нибудь, насильника забивали камнями до смерти, если же нет, насильник должен был заплатить ее отцу и жениться на ней (хотела она этого или нет - не имело значения). В более поздние времена законы против изнасилования продолжали все более подробно описывать различные обстоятельства, на основании которых строго или менее строго выполнялся вердикт о наказании. Наказание было самым суровым, если женщина была Девственницей или происходила из высшего общества. При Вильгельме Завоевателе (1035-1087) мужчина, который изнасиловал де- вицу высокого общественного положения, наказывался кастрацией и ослеплением. Однако вина определялась исходом битвы обвиняемого и "защитника", так что если у жертвы не было никого, кто захотел бы рисковать жизнью в бою с насильником, то у нее не было никакого способа добиться справедливости. В двенадцатом столетии бои как средство определения вины или невиновности сменили судебные заседания. Однако в глазах закона не все были равны - дворянин или рыцарь с легкостью мог обвинить кого-нибудь из своих людей в изнасиловании, дабы спасти свою репутацию и избежать возможного отцовства. В конце тринадцатого века появились два дополнительных изменения в английском законодательстве, касающиеся изнасилования различие при изнасиловании девственницы или замужней женщины было опущено, а старый обычай наказания супружеством был упразднен. Были сформулированы главные элементы в определении изнасилования и наказания за него. Семь последующих столетий внесли очень мало изменений в этот кодекс. Несмотря на систему законов, изнасилование не всегда рассматривалось как зло. Во время войн, как тысячи лет назад, так и в наши дни, солдаты-победители насиловали женщин врага. В литературе изнасилование иногда представлялось в героических образах, как это сделал Эйн Рэнд в своем произведении "Первоисточник" в обществе изнасилование часто классифицировалось как проступок в зависимости от социального положения жертвы и насильника: на Юге, например, в 1940-е и 1950-е годы белого мужчину редко привлекали к суду за изнасилование черной женщины, однако черного мужчину, обвиненного в насилии над белой женщиной, наказывали моментально и жестоко. Даже сегодня в большинстве законодательств мужчину вряд ли обвинят в изнасиловании проститутки, а принудительное сношение между мужем и женой не считается изнасилованием в 38 из 50 американских штатов. За последнее десятилетие осведомленность публики в вопросах, касающихся изнасилования, значительно выросла. Женское движение, поднявшее проблему и потребовавшее, чтобы были усовершенствованы службы оказания помощи жертвам насилия, сыграло в этом процессе главную роль. Вехой стала публикация в 1987 г книги Сьюзен Браунмиллер "Против нашей воли", привлекшая внимание общества к проблеме, которую до сих пор, в основном, игнорировали Сегодня почти все департаменты полиции в крупных городах имеют специально обученные команды (включая женщин-полицейских) для работы с жертвами изнасилования; существуют сотни пунктов скорой помощи и центры неотложного и длительного лечения жертв изнасилования; во многих больничных палатах стали выполнять специальные процедуры по оказанию помощи жертвам насилия; и судебные процедуры, и законы против изнасилования в значительной степени изменились.
|