Студопедия — Дневник с летнего маршрута по Карпатам июнь, 2005.

Дневник с летнего маршрута по Карпатам июнь, 2005.

Куда отправиться в путешествие в этот раз, думали мы зимой. Сказочный Алтай, лесистые Карпаты или привычный нам, но притягательный для путешественников всего мира заповедный Кавказ? Выбор упал на Украинские Карпаты. Планировали ехать по крайней мере четвером, но поезд нас унес вдвоем: меня, с небольшим опытом самостоятельных горных походов и моего друга, Эдьку, не разу не бывшего в подобных авантюрах, когда ты никогд не знаешь, что будет с тобой завтра. Надо было видеть лицо Сергея, этого предусмотрительнейшего и пунктуального человека, который постоянно дает мне «подзатыльники» за разгильдяйство, обнаружившего пропажу паспорта за пять минут до отхода поезда. Деваться было некуда - перекинули общественные вещи к нам в рюкзаки, договорившись встретиться во Львове на день позже.

В поезде разговорились с проводником, который оказался весьма услужливым. Здоровался за руку, говорил на «русско-украинском», оставил нас переночевать после прибытия, т.к. наш поезд на Ивано-Франковск отходил утром следующего дня. Приобрели у него часть валюты по нормальной цене. Выгодней всего менять валюту в городе в пунктах обмена, расположенных подальше от вокзала. Также выгодней менять доллары. После прибытия пошли на вокзал за билетами. Вокзал во Львове – просто дворец! Наиболее удобной «месячной» кассой оказалась находящаяся на втором этаже. Никакой толпы, суеты. Нас обслуживали приветливые украиночки, по слогам проговаривая даты и время отправления, НО все на украинском. Уже от сюда пришлось резко понимать, что тебе говорят на украинском. Да, еще. Заметка для любителей извращений в походе. На втором этаже есть цивильный душ! Побродили немного в окрестностях вокзала, купили немного на перекус (прямо по улице, совсем не далеко от вокзала - огромный рынок). Эдик купил себе наручные часы за 4 гривны (24 рубля) и очень гордился ими потом потому, что они хоть и отключались, когда руки потели от напряжения, но все же показывали время большую часть дня в отличие от моих, которые, раз упав, не включились более.

На следующий день утренний поезд доставил нас в Ивано-Франковск. В пути познакомились с дольно симпатичной студенткой (я даже пожалел, что не знаю литературный украинский), ехавшей на сессию. Хотя мы были не в лучшем виде (мятые с дороги, не бритые), она охотно беседовала и мило улыбалась. Ни тени высокомерия c ее стороны я не увидел. Рюкзаки сдали в камеру хранения, чтоб освободить руки (5 гривен).

Бросается в глаза то, что все говорят с тобой на украинском – от детей до сферы обслуживания. Поэтому, вместо того, чтобы беситься - лучше сразу создать себе небольшой словарик разговорных фраз и некоторых важных слов (см. ниже). На вокзале внезапно нарисовался один тип помочь показать туалет неподалеку не внушавший особого доверия. Но затем, он пол дня таскался с нами по городу, помогая сориентироваться для совершения необходимых покупок. Это был один из немногих, кто разговаривал с нами по-русски. По его мнению, разговаривать с русскими по-украински то же неприлично, если бы разговаривали бы с украинцами по-английски.

Базар в Ивано-Франковске отменный! Особенно запомнилась клубника со сливками в больших количествах. Стоила она около 20 руб килограмм! Но вот если вы забыли то-то из снаряжения – то даже не пытайтесь найти. Кроме совдеповских кедов и монстров с кучей бесполезных ремней, похожих на рюкзак – ничего.

Ивано-Франковск – небольшой, но довольно ухоженный городишко в восточно-европейском стиле. Мощеные улицы, готические храмы, фонтаны, раскидистые клены, липы в парках. Население – 250-300 тыс. чел. История его насчитывает 300 лет. В советское время долго был закрытым городом в связи с базировшимися ранее ракетными комплексами. Старое название – Станислав.

Город Надвирня.

Далее, мы отправились в Быстрицу (ходит прямой автобус, очень часто маршрутки). Большая схема всей области и авто маршрутов висит на стене авто вокзала. Заняв своими рюкзаками дюжую часть пространства внутри, мы оправились. Так, как я ехал в Быстрицу, я не ездил никогда! Вместо открывающейся панорамы гор пришлось часа два с лишним лиезреть потолок маршрутки и волосатую часть головы с хорошим разрешением тех, кто умудрился таки сесть. Но все были счастливы, что едут и оживленно беседовали. Водитель, коим была женщина, постоянно выходила из машины и открывала заднюю дверь «Газика», чтоб люди могли выйти, окончательно не передавив друг друга. Стоило удовольствие – 5 гривен. По ощущениям, которые сопровождали меня в украинской сельской местности, я находился в Советском союзе.

Когда, наконец, двери «Газика» распахнулись, я понял, что попал обратно в весну – все кругом цвело и пахло. Довольно быстрая речка – Быстрица слева от дороги выглядела приветливо, окруженная живописнми полянками с цветами и одиноко стоящими елями, кленами, липами и резко уходящими вверх склонами Карпат, поросшими елью. Я жадно глотал этот свежий весенний воздух и благодарил Бога и судьбу за предоставленное наслаждение – очередной раз провести кусочек лета в прекрасных горах наедине с природой.

Теперь предстояло решить, где же нам остановиться. Определила нас на ночевку бабуля из маршрутки к своей знакомой – женщине с двумя дочерьми. Ну, чистые украинки! Договорились за 10 гривен с носа за сутки. Здесь цены примерно одинаковые, есть места фешенебельные, но реально дороже. В общем места для ночевки есть для разного класса. Для любителей палатки – великолепные цветущие полянки на другом берегу реки. Вечером, нам принесли ужин – мягкие котлеты со свежим картофельным пюре с подливкой. Мне пришлось воздержаться по известной причине, ну а Эдик... Подкрепиться после тяжелого дня переездов - бальзам на душу, особенно двойная порция. После еды он лег на коврик и, как домашний кот стал позевывать, слегка прикрывая глаза от наступившего кайфа. После, нам удалось освежиться в местном душе с горячей водой (ох, это звучит так блаженно даже сейчас). Следующие три дня мы дожидались погоды и занимались переупаковкой рюкзаков. Мой напарник набрал необходимое количество ненужных вещей (как водится для начинающих), чтобы рюкзак весил больше, чем необходимо. Кроме того, все они были завернуты в невероятное количество пакетов так, будто он готовился к погружению. Здесь было немало с пониманием деревенского украинского, который еще пуще городского. Зашла как-то Ира (дочь хозяйки) в комнату с плиткой и спросила нужна ли нам она. Я ответил, что мы будем готовить ужин. Она удалилась. Эдик смотрел, озадаченный на меня, а затем произнес: «Если бы не электроплитка в ее руках, то я вообще не понял о чем речь идет».

Всегда предпочитаю сделать первые ночевки у кого – нибудь на хате. Есть возможность переждать непогоду, больше узнать информации о маршрутах, поджидающих «сюрпризах». Так оказалось, что на г. Гропа лучше не соваться, т.к. в пределах альпики какие-то злющие собаки, которые рвут всех без разбора, кроме коров и пастухов. Были несчастные случаи. Совет – обходить район, начиная с г. ….. либо заходить на хребет с г. Браткивска. Местные жители пользуются для подъема на Браткивску старой военной дорогой вдоль р. Быстрица, а не турмаршрутом вдоль р. Гропа, отмеченным в карте турмаршрутов «Горганы» национального издательства.

Рекомендация туристам относительно сезона для походов. Хорошей погоды летом в Карпатах нет. Это наш опыт и слова местных жителей из разных районов. Так что лучше – иметь в запасе неделю, и тратить ее не спеша, пережидая непогоду.

На третий день стоянки Эдик засопливел и пил витамины. Было решено идти в сауну. Жаркий воздух обдавал наши тела, выпаривая дурь. Похлестали друг друга веничками - хорошо! Часто вспоминался нами веселый душ который бил током, но так, не насмерть, а ровно на столько, чтобы держать его в руках без крепкого словца было невозможно. Сидя в предбанничке и попивая простоквашу из трехлитровой банки Эдик сказал: «Эх! Вот жаль братца здесь моего нету. Если бы он знал, что у нас поход такой будет, с банькой, то непременно бы поехал.»

Маршрут был запланирован следующий: пос. Быстрица – г. Браткивска – г. Черная Клева – пос. Ясиня.

Итак, дождавшись погоды, отведавши местного молока и сыра (здесь это попросту дают бесплатно!), попривыкнув малость к деревенскому украинскому, двинулись в путь.

Возвращаться мы сюда не собирались, но судьба готовила нам иной поворот.

С этого же дня я начал ясно осознавать всю ответственность затеянного нами мероприятия. Я теперь стал один единственный за главного, где предстояло решать куда идти, когда, внимательно и верно читать карту, ориентироваться на местности, помнить обо всех мелочах похода, организовывать питание, расчет маршрута, сил…просто все! Ранее мы делали это с Сергеем и, надо признаться, последние два летних поход на Кавказ он продумывал многие вещи, от которых зависит успех всего мероприятия сам, лишь советуясь со мной. Но здесь предстояло «влезть в его шкуру», быть крайне критичным к своим побуждениям везде залезть, пройти побольше за день и т.д. Кроме того, за моей спиной шел товарищ, который вообще не имел опыта таких походов. В голове моей крутились все еще свежие сцены скандала у Эдика дома, обеспокоенные лица моих и Сережиных родителей, которые рисовало мое воображение. Мне приходилось обучать его банальным вещам, которые мы привыкли делать на автомате с Сергеем – раскидывать лагерь, упаковывать правильно рюкзак, техника подъема, спуска и т.д. Это изрядно съедало мои силы. Иногда я становился раздражительным, особенно в ситуациях, когда надо было резко все сделать, и приходилось это все делать самому.

Брод через р. Быстрица.

Итак, мы шли по старой военной дороге вверх по р. Быстрица. Преодолев 2-а брода, встретили в роще дядьку, который растолковал, что это дорога на г. Руська. На г. Браткивску следовало свернуть с основной дороги направо, забравшись на террасу. Поворот будет не доходя до резкого поворота реки и основной дороги направо около полутора км. Этому подъему предшествует переход через левый приток реки. Вернувшись на развилку, добрались до вырубок с вагончиком, обозначенным на карте. Мы пользовались двумя типами карт: картами Генерального штаба 1967г. Масштабом 1:100000 (ГШ) и картами турмаршрутов района «Горганы» и «Черногоры» местного украинского издательства 1:50000 (УК). Здесь меня поджидали два неприятных сюрприза, ставших причиной наших скитаний и побитых ног. Во-первых я, как истинный географ не посмотрел по карте дальнейший маршрут. Просто вспомнив слова знаменитого географа А.П. Полхова о том, что «…так, не надо, так скажем, карту смотреть – ты ее должен так, наощчупь знать». Возможно, в чем-то он был и прав. Во-вторых, Эдик нам на голову (как оказалась позже) нашел маркированную тропу, которая уходила вверх по правому притоку Быстрицы (оставляя его слева). Оказывается, здесь не метят тур. троп, а идти следовало прямо по направлению дороги, углубляясь в лес, оставляя реку слева. Это ручей Братковец. Там далее начинается не маркированная, но натоптанная тропка., которая уже через час привела бы нас к пастушеской колибе (хате). Но узнали мы это только через три дня. Тропинка карабкалась резко вверх, кое где приходилось реально продираться сквозь кусты. Мокрые ветки били по лицу и не только и давали почувствовать непосредственную близость леса Эдик спрашивал меня день назад, шагая по дороге: «Все ли туристические тропы такие?» И здесь я наконец-то сказал «Вот это уже настоящая тропа.» Начался дождь. Мы выбрели на полянку, быстро на сколько смогли раскинули палатку на склоне. Я употребил слово «раскинули», т.к. жилище было у нас 5-ти местное, и внутри мы ощущали себя, как во дворце. Еще был котелок на 5-ть литров, тент человек на десять. Все эти вещи давили нам на плечи и давали о себе знать каждый метр. Эх, знали бы мы, что нас будет двое… С этих же дней я оценил наличие приобретенной газовой горелки английской фирмы «System Go». Пятнадцать минут – и ужин готов. Да, конечно, вы, юные скауты, будете порицать меня за то, что я не развел огня на дожде. Но поверьте мне, огонь не разводится ни в какую, если в рюкзаке есть газ J. Насытившись, мы погрузились в сон под мерный шум капель дождя, которые скатывались по тенту и, слава Богу, не в палатку.

В лесу хребтов Горганы.

На следующий день, продолжив подъем по меченой тропинке, мы вышли на заросшую дорогу, которая выйдя на лесистый гребень хребта, завернула вправо и вскоре вывела нас на полонину, в заросли кустарников и...раздвоившись, закончилась. Мы стали ломать голову о том, что делать дальше. Ни коров, ни пастушеской хаты, обозначенной на карте, мы не видели.

Кормушка для лосей.

Выше нас вновь начиналась зона леса. «Где мы находимся?»,-не мог понять я, крутя карту в руках. «И если мы находимся не там, где планировали, то следует скорее определить свое местонахождение, чтобы не потерять время и силы в тщетных скитаниях». На этот счет всегда хорошо иметь две головы. Одна, приводящая аргументы, другая, предлагающая антитезы, своеобразный «скептик». В этот момент я внутренне пытался услышать решение Сергея. Как бы он рассуждал или опровергал мои рассуждения. Мы с ним часто бывали в таких ситуациях и достойно разрешали их. Но сейчас со мной был компаньон – хороший товарищ, но после того, как он спросил меня о том, как я ориентирую карту по компасу, я понял все сразу. Решение таких ситуаций очень похоже на решение математических примеров, вернее, на их проверку, когда действие за действием проверяется от конечного результата. В итоге, можно найти ошибку. Но, в отличие от примеров, где можно все пересчитать на листе, в походе не будешь день спускаться со склона для того, чтоб завернуть на другую тропу и опять подниматься. Так, очень легко можно быть быстро проклятым всеми членами группы и все будут смотреть на вас изможденными голодными глазами.... Пока я был погружен в размышления, Эдик отдыхал, отмахиваясь от налетавших изредка мух, и иногда поглядывал на карту. Вокруг открывались красивые пейзажи соседних хребтов и долин, одетые девственным лесом, лысины «выбритых» полонин – так я называл вырубки на вершинах, ватные насыщенные облака, неспешно плывущие по небу. Природа словно говорила: «Расслабтесь, все будет хорошо.» Спустя некоторое время, ошибка была найдена – мы свернули на правый приток р. Быстрица и вышли на соседнюю полонину, что километрах в 2-х от искомой, тогда как надо было двигаться по ручью Братковец. Облазив окрестности, я нашел тропу, по крайней мере, уходящую в нужную сторону, что позволило бы срезать путь не возвращаясь к реке. Поделился предложением с Эдгаром. Это очень полезно – делиться рассуждениями с остальными участниками группы. Это позволяет взглянуть на них как бы со стороны самому, во-вторых, все из участников осведомлены куда и для чего они идут очередную часть маршрута. Это позволит также избежать вопросов, которые бесят и реплик типа «да сколько уже можно идти» или «куда мы опять премся?». Мы с надеждой двинулись к опушке леса с высоко выдающимися вверх светлыми березами.

Человек, который попадает в затруднительную ситуацию, из которой не видит возможности выбраться, уповая на свои силы, обращается к Богу. Для человека верующего это более естественно. Только мы зачастую заблуждаемся, думая, если помощь идет от Бога, то это происходит неким сверхъестесвенным образом. Но это происходит очень просто. Главное, чтобы у нас были глаза увидеть это. Преданный Богу человек всегда и во всем видит руку Господа, тогда, как лишенный духовного видения объясняет все случаем. Так и я в тот момент просил о помощи, и Господь дал знак...

Вскоре после начала движения услышали лай собаки и непонятное мычание, которое напоминало вой заблудившегося. Они изредка повторялись и доносились ниже по склону, но мы решили не сворачивать с тропы, дабы не снискать еще больших приключений на голову. Пути, которым мы продвигались на карте обозначено не было...

Через пол часа мы спустились на балку со струящейся водой. Умылись и оценили ее вкус. Обожаю природу вдали от промышленных загрязнителей – воду пить можно где хочешь и когда хочешь! Эдик принялся за орехи, коих было у нас 2-а килограмма, грецкие и миндаль. Не знаю зачем так много. Он объяснял это своей боязнью сильно похудеть во время похода. После отдыха взобрались на крутой склон и... Ура!!! Мы вышли к цели. Перед нами были долгожданные поляны, обозначенные на карте и летний домик. Место, через которое и пролегал путь на г. Браткивску.

Спустя минут 20 мы увидели мальчика лет 14, поднимавшегося по склону. За ним вразвалочку поднимался источник истошных звуков, которые мы слышали ранее – дед, лет 65. Пока я успел выяснить у мальчика, что они пастухи и идут загонять «худобу» в «колибу» - еще два новых слова, означающих загон коров в хату, он уже подошел. Это был худощавый старик, неровно побритый, кожа на лице лежала складками, волосы растрепаны. Один глаз, разглядывавший нас, был слегка прищурен. Затем он подошел ко мне и спросил: «Поляк?» Я ответил, что мы из России, заплутали малость…. «Ааа…», - перебил он меня мягким голосом и, обняв, добавил: «Свои». И как-то после этих слов на душе стало очень хорошо. Расспросили мальчика где путь на г. Браткивску, гора высилась прямо перед нами, но путь он показал в обход, со стороны г. Гропа. Договорились остаться переночевать у них в хате, т.к. сил на лагерь уже не было, а рюкзаки решили закинуть вверх по склону, спрятав в кущах горной сосны, чтобы с утра сэкономить силы и время. По пути болтали с парнем о жизни, а дед поднимался постепенно вверх по склону и ревел на окрестности.

Ночь в колибе была незабываема. Двор представлял собой коровник и хату, стоявших бок о бок. Внутри пространство 3 на 3 метра, печь, стол и нары с большим количеством тулупов. Вокруг, в радиусе метров 20-30, было сплошное месиво из свежего коровьего навоза с грязью, сдобренное дождем. Так, что просто так было оттуда не убежать. Жило там трое – два дедки и юный Вася, который им помогал. Эдику было плохо. Сначала думали простыл, горная болезнь, непривычная микрофауна водоемов, оказалось проще – переел орехов в боязни потерять массу. Он сидел, кислый, и еле шевелился. Его вялый настрой невольно передавался мне, плюс, дикая усталость…. После того, как Эдя применил народное средство – два пальца в рот, вернулся веселым и уже болтал, играл в карты, тогда как я был озабочен проблемой приготовления ужина. Начались тщетные попытки найти чистую тару для приготовления гречки. Вокруг на заборе, столе, скамейке стояло десятка 4 мисок, крынок, кастрюль и бидончиков разных размеров и все были в кисломолочных продуктах. С матюгами деда начали варить кашу, который сказал, что здесь главный и всем управляет. Как только я пытался глянуть как там каша, он моментально вскипал и чуть не бил меня по рукам. Затем пришли гости – бабка с внуком лет 17 за коровой и сказали, что останутся ночевать. Нас стало 7-ро, и я стал с ужасом поглядывать на нары. Но меня быстро успокоили, сказав, что были времена, когда здесь по 15 человек ночевали. Пока было общее веселье, я украдкой выливал воду из котелка, иначе с пропорцией воды и каши 10:1 получилось бы гречневое пойло, а есть хотелось. Спустя некоторое время, мы лопали гречку с молоком, предложенную с горем пополам Кришне, а я сидел, завороженный, и наблюдал как дед ворочает дрова, засунув руки по плечо в топку. Он аккуратно выкладывал новые, либо укладывал еще не прогоревшие и делал это, наверное, в течение минуты - другой. Как только в хате не пахло паленой органикой, оставалось загадкой.

После того, как все улеглись – началась непрекращающаяся болтовня. Эдя лежал на каких-то бутылках из пластмассы и, ворочаясь, издавал характерные звуки. Рядом за стенкой мерно звенела колоколом корова с частотой в точности. Как на железнодорожном переезде. Затем добавился второй колокольчик, звенящий на более высокой частоте, но менее противно. За другой стеной лаял недовольный пес – азиат. Все это сливалось с периодическим самодовольным воем мужика, который пытался тем самым угомонить пса. Мы просто не знали, как нам воспринимать окружающее и реагировать, а затем с каждым завыванием нас просто раздирал смех от того, куда мы попали. Смех смехом, но отсюда я вынес еще одну поучительную вещь – эхо в горах. Мужик кричал так, что его было слышно снизу, хотя люди были слева по хребту, и если бы мы спустились на голос, то вовсе заблудились бы.

Ночь прошла незаметно. Поднялись в 6:30 утра. Здесь, в Карпатах, как нигде очень легко пробуждаться рано утром. Выпив парного молока и поблагодарив хозяев за прием, отправились штурмовать Браткивску. Вспоминая траекторию пути, указанную накануне Васей, продолжали путь в обход нашей цели. Прошло пол дня, изрядно потеряв силы в скитаниях по коровьим тропам, которые нас завели в непролазные кустарники на пол пути к г. Гропа, меня вновь посетила гениальная мысль – не вспоминать объяснения местных жителей, а сверить маршрут с картой.

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия