Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг. 20 века. Раздробленность тормозила рост. Быстрый рост капиталистической промышленности обусловлен: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг.
В первую очередь этот толчок испытало железнодорожное строительство. Оно явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления. Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения, поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. К 1870 г. Германия железнодорожными путями была связана со всеми своими зарубежными соседними странами. Это привело к быстрому росту банковского капитала через кредитование и эмиссию ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. Другим наследством стал расцвет горнозаводской и машиностроительной промышленности. Содействовало бурному развитию торгового капитала и легкой промышленности. Крупнейшую роль в развитии германской индустрии играл растущий милитаризм. Деятельность фирмы Круппа оказывала огромное влияние на гонку вооружений во всем мире, когда фирма усиленно наращивала производство вооружения. Германское правительство не знало экономии в расходах, когда дело касалось вооружений и военных заказов. Германия превратилась в вооруженный лагерь. Непрерывно совершенствуя свое вооружение, Германия широко использовала науку, интенсивно поставлявшую новые средства уничтожения. На этой почве возникла тесная связь между немецкой наукой с магнатами промышленности, тратившими гигантские суммы на изобретательство военной техники. В 1896 г. Вильгельм II начал компанию за создание мощного военно-морского флота. Милитаризм Германии поглощал из года в год возраставшую часть государственного бюджета. За 35 лет ежегодные военные расходы выросли почти в 5 раз, а за весь период составили несколько десятков миллиардов марок, значительная доля которых пошла так называемую материальную часть, т.е. в пользу промышленников. Хозяйственный подъем в Германии, в какой-то мере, подстегивался растущим милитаризмом. Уже в конце 19 века по развитию военной промышленности Германия заняла первое место в мире. Влияние милитаризма на развитие производительных сил было односторонним, т.к. оно в первую очередь покровительствовало тяжелой промышленности. Милитаризм, особенно в сочетании с тягостным бременем докапиталистических пережитков, одновременно и стимулировал и тормозил развитие внутреннего рынка.
технический прогресс в последней трети 19 и начале 20 века. Рекордные успехи техники в эти годы способствовали перемещению центра хозяйственного прогресс из Англии в США и Германию, являя разительный пример неравномерности развития капитализма, заметно усилившейся в этот период перехода от свободной конкуренции к господству монополии. Бурному развитию не могло воспрепятствовать отрицательное влияние, обычно оказываемое относительно низким уровнем заработной платы на темпы технического прогресса. Конкуренция старых промышленных стран, с которой пришлось на внешних рынках столкнуться молодой германской промышленности, стимулировала технический прогресс, тем более, что относительная узость внутреннего рынка побуждала германскую промышленность искать выхода в расширении экспорта.
Прежняя промышленная отсталость Германии, более позднее развитие крупной машинной индустрии позволили ей широко воспользоваться плодами новейших достижений техники. Быстрому и повсеместному внедрению их здесь не мешали устарелые вложения капитала, т.е. закрепление большой массы основного капитала в оборудовании и заводских сооружениях, морально устаревших до их материального износа, как это было, например, в Англии.