Формирование и эволюция политических партий в Германии в последнее тр 19в.
В Германии сравнительно рано организационно оформились политические партии различного толка. В 60-х годах консерваторы опасались, что воссоединение растворит Пруссию в единой Германии и поэтому выступали против политики Бисмарка, находясь в оппозиции к нему до конца 70-х годов. Но в партии сложились силы, которые Бисмарка поддерживали и безоговорочно шли за ним. Это предопределило раскол, произошедший в 1866 г. Прусские юнкеры Имперскую партию, или, как ее еще называли, Партию свободных консерваторов. В нее входила та часть земельной аристократии, которая включилась в капиталистическое предпринимательство, верхушка чиновничества, многие крупнейшие промышленники Крайне правые взгляды разделяла Германская консервативная партия. программное воззвание 1876 г. В нем консерваторы заявляли о намерении поддерживать устойчивость «политического, социального и духовного развития», декларировали признание «решающего значения монархических принципов», выражали пожелание «самоуправления в провинциях, округах и общинах, основанного не на всеобщем избирательном праве, а па естественном групповом и организованном расчленении народа». Религию консерваторы рассматривали «как основу всякого развития». Вэкономической сфере они добивались законодательства, которое отвечало бы «интересам земельной собственности, промышленности и ремесла»,. И разумеется, консерваторы считали своим долгом «выступать против ложных социалистических учений». Консерваторы были тесно связаны с династией Гогенцоллернов, занимали командные должности в армии, министерские посты, в их руках находился административный и судебный аппараты. Экономические, политические и социальные процессы, протекавшие в Германии конца XIX — начала XX в., неоднозначно воспринимались либеральными кругами. Это обусловило неустойчивость их политических структур: в зависимости от конъюнктуры и отношения к тем или иным проблемам партии создавались, разъединялись и вновь объединялись. В 1867 г. была организована Национал-либеральная партия. Она обладала широкой социальной базой и устойчивыми позициями в рейхстаге. Партию поддерживали определенные слои монополистической и значительная часть пемонополистической буржуазии, многие крупные землевладельцы и зажиточные крестьяне непрусских областей, служащие, университетские профессора и другие представители верхушки интеллигенции. Принятое в марте 1884 г. программное заявление подчеркивало готовность содействовать укреплению империи, усилению ее военной мощи, выражало согласие с внешней политикой Бисмарка и репрессивными мерами против социалистов. В этом, а затем и в позднейшем документе «Цели и стремления Национал-либеральной партии», опубликованном в январе 1907 г., выдвигались требования экономического и социального характера. Они включали намерение добиваться поощрения различного рода коопераций и ремесленных союзов. «Рабочий вопрос» национал-либералы предполагали решать в духе сотрудничества работодателя и его работников. Национал-либералы подтверждали приверженность всеобщему избирательному праву, выступали за свободу собраний и союзов. В 1884 г. те из национал-либералов, кто был недоволен введением протекционизма, покинули бывших единомышленников и влились в действовавшую с 1861 г. леволиберальиую Прогрессивную партию. Так возникла Свободомыслящая партия. Тогда же, при объединении, была принята ее программа. Она декларировала необходимость развития конституционных начал путем установления ответственности имперского правительства перед рейхстагом; требовала обеспечить права народа: тайное, всеобщее, равное и прямое избирательное право; свободу выборов, печати, собраний, союзов, равенство перед законом всех партий и лиц; невмешательство в религиозную сферу. Программа указывала на необходимость улучшения народного благосостояния, повышения жизненного уровня трудящихся классов. Представители Свободомыслящей партии выступали против «государственного социализма» и контроля за производственной и торговой деятельностью, не признавали ограничения предпринимательства, провозглашали лозунг «никаких монополий», призывали не проводить таможенную и экономическую политику в интересах отдельных групп.В 1893 г. она раскололась на Свободомыслящую народную партию и Свободомыслящее объединение. Последнее в 1903 г. поглотило созданный в 1896 г. Ф. Науманом Национал-социальный союз. Эти партии выступали против юнкерско-консервативных группировок, отвергали реакционные методы политического господства и антисоциалистическое законодательство, боролись за последовательную демократизацию страны. Отсутствовали существенные различия в их отношении к милитаризму, военным и военно-морским вооружениям, колониальным захватам, которые они поддерживали. Но к социально-экономическим проблемам подходы партий не совпадали.Свободомыслящая народная партия разделяла традиционные либеральные взгляды на государственное невмешательство в экономику, отношения между трудом и капиталом, отвергала любые взаимодействия с социал-демократами. В отличие от нее Свободомыслящее объединение отказалось от идеи неучастия государства в социально-экономической жизни, выступало поборником широкой социальной политики, которая была бы способна привлечь рабочий класс к союзу с либеральной буржуазией. Видные деятели этого объединения Т. Барт, Ф. Науман полагали необходимым сотрудничество с социал-демократической партиейОднако правые силы в либеральном движении отвергли совместные действия с социал-демократией, что побудило сторонников Барта и Наумана выйти из Свободомыслящего объединения. Их уход нивелировал расхождения между различными леволибсральными течениями, и в 1910г. они объединились в Прогрессивную народную партию на программно-политической платформе Свободомыслящей народной партии. Она превратилась в значительную политическую силу, ио не привнесла в социально-политическую практику Германии прогрессивно-либеральную реформаторскую тенденцию. В целом германский либерализм до Первой мировой войны и в ее годы не преодолел идейную и организационную разобщенность. В ходе Ноябрьской революции 1918 г. большая часть национал-либералов вошла во вновь созданную Немецкую народную партию. Левые национал-либералы сомкнулись с прогрессистами и образовали Немецкую демократическую партию. Открывался новый этап истории либерализма в Германии.
10. Централизаторская политика Бисмарка и «культуркампф» Полупарламентское конституционное состояние Германской империи благоприятствовало правительству и ослабляло рейхстаг, возможности воздействия которого на исполнительнуювласть оставались незначительными. При поддержке консерваторов и национал-либералов Бисмарк начал поход против католической церкви и партии Центра — «кулътуркампф» («борьба за культуру»). На деле это была борьба за утверждение прусской гегемонии в Германии, и определялась она в основном не религиозно-конфессиональными, а политическими соображениями. К тому же Бисмарк опасался установления связей клерикалов с соседними католическими странами — Францией и Австро-Венгрией. «Культуркампф», по замыслу Бисмарка, должен был также служить орудием в борьбе с «ополячиванием», а в действительности — средством германизации польских провинций Пруссии. Бисмаркпредпринял энергичные меры по онемечиванию восточных провинций Пруссии. Бисмарк подчеркнул, что никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет на восстановление какого-либо польского государства «в пределах прусских границ». «Культуркампф» достиг своего апогея в 1873 г., когда прусский ландтаг принял знаменитые «майские законы». В соответствии с ними государство осуществляло назначение на все церковные должности, католическое духовенство было лишено права надзора за начальными школами, священники не могли заниматься политической агитацией, запрещалась деятельность Ордена иезуитов и близких к нему духовных орденов и конгрегации. В 1874 г. был введен обязательный гражданский брак в Пруссии, а в последующие два года — по всей империи. К лету 1876 г. введение по стране законодательства «культуркампфа» было завершено. Католическое духовенство не подчинялось этим законам и бойкотировало их. В ответ Бисмарк производил аресты и высылку из Германии непокорных священников. Однако преследования католического клира задевали чувства миллионов верующих католиков. Это привело к росту политического влияния партии Центра, усилению ее представительства в рейхстаге. «Железный канцлер» был вынужден отступить. В 1880— 1887 гг. большинство антикатолических законов было отменено. Епископы заняли свои прежние места, был снят запрет на деятельность католических орденов, кроме Ордена иезуитов.От времени «культуркампфа» сохранились лишь закон о гражданском браке и надзор органов власти над школами.
|