Режимы MIDI
Однако при всем при этом некоторые MIDI-режимы могут использоваться для интересных творческих решений, поэтому полезно иметь о них хотя бы общее представление. Так что же такое MIDI-режим? Если кратко, то это схема распределения голосов тон-генератора между MIDI-каналами и нотами. Под голосом имеется в виду простейшая единица синтеза, минимальная часть ресурсов звукообразующей части, которая требуется для воспроизведения одной ноты. Производители называют эту единицу по-разному: тон, голос, элемент, модуль и т. п. В аналоговом синтезаторе это может быть отдельный электронный блок, в цифровом — тайм-слот DSP. Напомню, что тон-генераторы могут быть монофоническими, то есть способными в каждый момент производить только одну ноту, и полифоническими, то есть способными производить одновременно две ноты и более. Полифония современных инструментов находится в широких пределах, от 2 до 128 и даже более голосов. Теоретически, такое количество нот устройство может производить одновременно. Однако зачастую в пэтчах со сложной структурой для генерирования одной ноты используются два, три и даже больше голосов. В таких случаях реальная полифония гораздо меньше. Начнем рассмотрение режимов применительно к монотембральному устройству. Сообщения контроллеров из диапазона CC#124-CC#127 задают определенные правила работы устройства при приеме и передаче сообщений. Устройство должно реагировать на эти команды только в том случае, если они приходят по основному каналу. При получении любой из команд все звучащие ноты, поступившие ранее на MIDI-вход устройства, должны быть выключены. Фактически, при этом выполняется неявный вызов команды All Notes Off. Слово Omni происходит от латинского "Omnis", означающего "все". Команда Omni Mode On (СС#125) заставляет тон-генератор принимать голосовые сообщения по всем MIDI-каналам, независимо от того, на какой основной канал он настроен. Команда Omni Mode Off (CC#124) возвращает к приему по основному каналу. Команда Poly Mode Off (СС#126) означает, что тон-генератор должен воспроизводить поступающие ноты монофонически. То есть, в каждый момент времени должна воспроизводиться только одна нота — последующая нота снимает предыдущую. В этой команде передается дополнительный параметр, который имеет смысл только в режиме 4 (см. далее). Команда Poly Mode On (CC#127) означает, что тон-генератор должен воспроизводить поступающие ноты полифонически — количество одновременно звучащих нот ограничивается только доступной полифонией. MIDI-режимы образованы сочетанием этих команд (рис. 14а). Всего есть четыре режима, а наиболее распространенные из них имеют собственное имя (рис. 14b).
Текущий режим может быть выбран с помощью органов управления на передней панели устройства, либо посредством комбинации команд, приведенных ранее. Так, например, устройство переходит в режим 1 после получения комбинации команд Omni On / Poly On. MIDI-режимы могут быть как у принимающего, так и у передающего устройства. Скоммутированные друг с другом приемник и передатчик, как правило, должны находиться в одном и том же режиме, в противном случае возможна непредсказуемая реакция на голосовые сообщения. Многие устройства поддерживают не все режимы. При получении команд, требующих перейти в режим, который не поддерживается, устройство может либо проигнорировать их, либо перейти в режим, наиболее близкий по смыслу. Режим 1 (Omni)
А теперь представьте, что текущий выбранный пэтч — рояль, а секвенсор посылает тон-генератору, находящемуся в режиме Omni, полноценную аранжировку, где каждый инструмент играет на своем канале. Мы услышим, как звуками рояля будут воспроизводиться все партии аранжировки. Кому это нужно? Хороший вопрос. Разработчики подразумевали, что в этом режиме могут работать устройства, которым разделение по каналам не требуется. Например, когда есть несколько устройств, соединенных в цепь, и при нажатии клавиши на первом все остальные хором повторяют ту же ноту. Не правда ли, попахивает концом 70-х, когда такое наложение звуков за счет одновременной игры на двух инструментах было актуально? Кстати, первые MIDI-инструменты (Roland Jupiter 6, Sequential Circuits Prophet 600) не различали MIDI-каналов и реагировали на все, что придет. Возможно, просто потому, что разработчики торопились к зимней выставке NAMM 1983 года, когда нужно было показать MIDI-технологию в действии. Интересно, что следующие версии этих инструментов могли уже настраиваться на прием по одному из каналов. Некоторые называют режим Omni режимом продавца (sales manager). Представьте ситуацию, когда покупатель в магазине музыкального оборудования "щупает" два MIDI-устройства и просит продавца включить и соединить их с друг с другом. Разработчики, похоже, волновались за тот случай, когда при включении питания передающее и приемное устройство будут настроены на разные основные каналы, и передача данных между ними станет невозможна. А это потенциальных покупателей может огорчить... Кстати, спецификация требует, чтобы при включении питания устройства находились именно в режиме Omni. Похоже, неспроста. Однако большинство устройств это требование нарушают, и при включении питания переходят в тот режим, в которым они находились до выключения. На рис. 16 показан пример последовательности байт, переводящей инструмент в режим Omni. Основной канал до перехода в этот режим был третий, поэтому пара сообщений Omni On и Poly On должна передаваться по третьему каналу.
|