Этот режим настолько бесполезен, что даже не имеет собственного имени. Устройство переходит в него после получения комбинации сообщений Omni On / Poly Off. MIDI-спецификация описывает режим 2 так: "Голосовые сообщения принимаются по всем каналам, но в каждый момент времени звучит только одна нота". Вы можете представить, зачем это нужно? Я тоже с трудом. Единственный вариант, который приходит на ум, — это соединение в цепь нескольких монофонических синтезаторов. При этом не нужно заморачиваться с настройкой основного канала на каждом — они будут реагировать на сообщение по любому каналу. Рис. 17 отражает работу приемного устройства.
Если в режиме 2 находится передающее устройство, то оно должно посылать все голосовые сообщения по основному каналу, при этом ноты могут посылаться по одной в каждый момент времени, то есть монофонически, а могут и одновременно (полифонически).
Режим 3 (Poly)
Этот режим является самым приемлемым для полифонического монотембрального устройства. Прием ведется только по одному каналу — тому, который является основным. Поступающие сообщения распределяются между доступными голосами, то есть инструмент отвечает на сообщения полифонически (рис. 18). Передающее устройство работает здесь так же, как и в режиме Omni.
В режиме Poly, и только в нем, система MIDI-каналов используется по своему прямому назначению. Устройства можно соединять в цепь, при этом каждое будет реагировать только на сообщение для одного канала и игнорировать другие. Несколько монотембральных тон-генераторов в этом режиме могут исполнять мультитембральную аранжировку, передаваемую секвенсором.
Режим 4 (Mono)
Устройство переходит в этот режим после получения комбинации сообщений Omni Off / Poly Off. Поведение устройства здесь зависит от параметра, переданного в сообщении Poly Off. Если параметр в сообщении имеет значение от 1 до 16, то он задает число каналов, на которые будет реагировать инструмент, начиная с основного канала. Если параметр равен 1, то это, по сути, означает монотембральный монофонический инструмент. Так, если основной канал у нас третий, то прием будет вестись только по нему; следовательно, доступен только один тембр, с одним голосом. Рисунок 19 иллюстрирует это.
Однако самое интересное начинается, когда параметр сообщения Poly Off больше 1. Если, например, он равен 6, а основной канал — третий, то инструмент будет принимать сообщения на каналах 3, 4, 5, 6, 7 и 8 мультитембрально и монофонически (рис. 20).
Теперь, если назначить на каждый из этих каналов один и тот же тембр, то мы получим систему, идеально подходящую для имитации гитары и других струнных инструментов. Каждая струна гитары будет звучать на своем MIDI-канале! Это позволит обойти две проблемы. Во-первых, гитара позволяет делать подтяжку на одной струне, не смещая высоты тона на других струнах. Если поместить всю партию гитары на один MIDI-канал, то мы не сможем делать подтяжку выборочно, на каких-либо нотах, — сообщение звуковысотного колеса, как и все сообщения контроллеров, действует сразу на все ноты канала. Это касается и других приемов игры, таких как глиссандо и легато.
Во-вторых, гитара имеет возможность играть две одинаковых ноты в один и тот же момент на разных струнах. При назначении каждой струне собственного канала можно в любой момент времени получить унисон независимо от того, насколько гибко тон-генератор обращается с двойными нотами на одном канале.
В-третьих, струны гитары ведут себя монофонически, то есть при защипывании струны новый звук немедленно гасит старый. Режим 4 позволяет об этом не беспокоиться — выключение нот произойдет автоматически, так как для каждого канала разрешен одновременно только один голос. Ну и, наконец, для каждой струны можно задать свой тембр — получится гитара, не имеющая аналогов в реальной жизни.
На рис. 21 показана последовательность байт, которую нужно послать в тон-генератор, чтобы настроить его для имитации шестиструнной гитары. При этом основной канал — третий.
Если параметр сообщения Poly Off равен нулю, то здесь все происходит аналогично предыдущему, с той лишь разницей, что общее число каналов будет равно числу доступных голосов полифонии.
Типичным передатчиком, работающим в режиме 4, является MIDI-гитара. Она должна передавать голосовые сообщения каждой струны по отдельному MIDI-каналу, начиная от основного, в каждый момент времени по одной ноте на канал.