Студопедия — ТРАФАРЕТ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПАНК-КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТРАФАРЕТ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПАНК-КУЛЬТУРЫ






 

В данной главе мы рассмотрим один из наиболее обширных по количеству публикуемых документов разделов сайта, «Трафареты». Трафаретами[104] (итал. traforetto – ажурный от traforo – продырявливание, прокалывание, пропиливание) называют приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообразные фигуры. Трафарет представляет собой пластину (из промасляной бумаги, картона, металла, дерева, пластмассы, пластика, ткани и т.д.) с вырезанным рисунком – отверстиями, форма которых повторяет абрис: орнаменты, употребляющиеся в прикладной живописи (особенно при росписи стен, потолка), буквы, цифры, топографические знаки, условные графические обозначения устройств, машин и др., через которые краска или иной состав наносится на какую-либо поверхность. Трафарет – то же, что шаблон или штамп, предназначен для механического перенесения рисунка на фон.

Изучение трафаретов может способствовать пониманию культурных традиций и наиболее ярких идей и взглядов панк-сообщества. Трафарет может кратко и лаконично отражать те эмоции и мысли, которые сложно выразить словами. Трафарет может быть результатом деятельности одного человека, а может быть создан группой людей, объединенных общей идеей. Трафарет может быть отличительной чертой, уникальной подписью личности, а может являться символом целого движения, копироваться и распространяться по миру, как самим автором, так и теми, кто позаимствовал этот трафарет. На трафарет, как правило, не распространяется явление авторского права, за исключением известных художников, выставляющих свои работы в галереях.

Трафарет – особый тип источника. С одной стороны, это вещественный источник (сам трафарет, вырезанный на соответствующей поверхности), с другой – визуальный источник (непосредственно рисунок).

По мнению специалистов, актуальные социокультурная и теоретико-познавательная ситуации требуют расширения эмпирического пространства исторического познания, грамотного введения в научный оборот не только письменных источников, но и исторических источников иных типов, в частности вещественных и изобразительных.[105]

Существует ряд факторов, способствующих процессу актуализации изучения вещественных и изобразительных источников. Одним из наиболее значительных можно выделить фактор кризиса социальной памяти исторического типа и кризиса идентичности в ситуации постмодерна. Этот кризис способствовал развитию индивидуализации идентичностей, атомизации социума, и как результат, дезинтеграции исторического знания. Происходит выделение социально ориентированной истории в самостоятельную сферу исторического знания. Важное место в структуре источниковой базы социально ориентированной истории занимают как раз вещественные и изобразительные источники.

Существенным видится фактор развития информационных технологий, так называемой Internet-цивилизации, преобладания визуальной культуры над письменной. В нашем случае этот фактор как нельзя лучше может быть применен.

Изобразительные источники, т. е. графически-изобразительные и художественно-изобразительные, отличаются особой формой отражения социальной информации. В содержательном плане зафиксированная в них информация об исторической действительности имеет специфические методы и формы выражения и в этом смысле в значительной мере является закодированной и скрытой. Для ее интерпретации и использования в научном исследовании необходима дешифровка, снятие скрывающей ее системы изобразительных принципов и методов, присущих эпохе создания таких источников[106].

Для любых изобразительных источников важнейшей проблемой является выделение выраженной в изображенном образе информации, адекватно воспроизводящей действительность. Таким образом, источниковедческий анализ этих источников оказывается значительно более сложным, чем обычных письменных источников. Этот анализ требует привлечения дополнительной информации из других источников, а содержание информации, извлеченной из изобразительных источников, должно получить естественно-языковое выражение. К сожалению, историческое источниковедение изобразительных источников, несмотря на то, что комплекс этих источников огромен, еще не привлекло должного внимания и не получило надлежащей разработки.

Изобразительные источники занимают второе по значимости место в музейном источниковедении. Чаще всего исследователей привлекают изобразительно-художественные источники, трактуемые с искусствоведческой, культурологической, реже исторической точек зрения, что препятствует выработке единой методики источниковедческого анализа. Нас же интересуют изобразительно-графические источники.

Какие методы источниковедческого анализа письменных источников могут использоваться при изучении изобразительных источников? Какова специфика изобразительных источников?

Традиционная структура источниковедческого исследования вполне применима, на наш взгляд, к изобразительным источникам. Мы можем связать каждый трафарет, опубликованный на сайте с теми историческими условиями, в которых он был создан. Можем выяснить обстоятельства создания источника, решить проблему его бытования в социокультурной общности. Мы можем осуществить анализ содержания, интерпретировать источник. Возможности сети Интернет и современных информационных технологий позволяют нам проследить процесс функционирования источника в современной культуре. Важной и сложно разрешимой проблемой является проблема авторства таких источников. К сожалению, зачастую практически нереально выяснить, кто был создателем того или иного трафарета, у кого родилась идея нарисовать именно такую картинку. К тому же, часто на трафаретах изображают портреты политических деятелей, героев фильмов и пр., скопированные с фотографий в журналах, в сети Интернет. В таком случае автором может являться и человек, сделавший трафарет, и человек, сделавший фото.

Очевидно, за некоторым исключением, трафареты необходимо считать результатом коллективного творчества. Тогда автором будет являться то сообщество, в рамках которого созданы трафареты.

Даже если мы знаем имя автора, выполнившего тот или иной трафарет, это имя будет вымышленное, и мы получим минимум информации о его носителе, так как представители панк-сообщества стараются не сообщать достоверные сведения о себе. Таковы особенности данной культуры и современного общества в целом. Интернет дает возможность пользователям существовать в сети с вымышленными именами и биографиями. К тому же, большинство панков, нарисовавших трафарет, сами его активно используют, что является, как было сказано ранее, нарушением закона и предполагает конкретное наказание, поэтому даже в сети авторы предпочитают оставаться анонимами.

Все трафареты, размещенные в рассматриваемом разделе, публикуются пользователями сайта, зарегистрировавшимися под никами, чаще всего не имеющими ничего общего с реальными человеческими именами. Копирайт на то или иное изображение отсутствует, что позволяет любому посетителю сайта скачать любой трафарет на свой компьютер и использовать в своих целях. При этом каждый может внести изменения в уже созданный трафарет и стать автором нового изобразительного источника. Таким образом, трафарет может стать источником массового использования, произведением коллективного авторства.

Stencil art (трафареты) - одна из разновидностей граффити, уличного искусства рисования на стенах. Сами граффитчики относятся к трафаретам по-разному. Некоторые используют их для тэггинга - обозначения авторства, саморекламы. Другие считают, что настоящий художник должен рисовать только от руки[107].

От граффити трафареты отличаются в первую очередь лаконичностью формы и быстротой нанесения. Трафареты обычно рисуют темной краской на светлом фоне, или наоборот – светлой на темном. Трафареты могут быть выполнены в виде крошечных тэгов или даже целые картины, претендующие на звание произведений искусства.

Самый знаменитый в СССР трафарет находится в Санкт-Петербурге, в самом начале Невского проспекта, он гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Надпись, которую можно видеть сегодня, сделана уже после войны, текст и шрифт полностью сохранены, но цвет краски уже другой - аутентичный трафарет был нарисован красно-коричневым. Сейчас это часть памятника Блокады Ленинграда.
В 1943 году эти трафареты покрывали всю четную сторону Невского. Так как снаряды летели с запада, восточная часть проспекта была наиболее опасной. Все надписи сделали две девушки, бойцы Местной Противовоздушной обороны (МПВО): Таня Котова и Люба Герасимова.
Трафарет пользовался популярностью у революционеров. Первые политические трафареты появились в Париже во время народных волнений 1870-х. Недорогой, но эффективный метод пропаганды уже в середине XX века взяли на вооружение итальянские фашисты, наравне с борцами
за свободу они рисовали на стенах портреты Муссолини. Очередная волна
трафаретного граффити прокатилась по странам Латинской Америки и юго-западной Европе в 60-х. Стены городов Мексики, Италии, Франции начали покрываться крамольными и хулиганскими рисунками.

Трафареты также были популярны в среде парижских студентов и пролетариев 70-х гг., «pochoirs» заполонили стены улиц, примыкающих к площади Бастилии. Они требовали очередной революции, политической и сексуальной свободы. Самые популярные мотивы: бритвенное лезвие, символизирующее гильотину, насекомые, фаллические символы человечка в виде банана.

Примерно в то же время Нью-Йорк пережил расцвет классического граффити, выполненного при помощи разноцветных баллончиков. Уличное хулиганство постепенно превратилось в отдельный вид искусства, отдельный жанр.[108]

Сегодня политические и общественные движения используют трафарет, как и их коллеги полвека назад. Белорусская молодежная организация ЗУБР наряду с листовками и плакатами использовала трафареты, чтобы призвать граждан участвовать в марше протеста «Так жить нельзя!», который проходил в апреле 2002 года.

Вандалы, расписывающие стены Восточного Иерусалима, постоянно враждуют друг с другом, анти-израильские надписи постоянно перекрывают звезда Давида или семисвечник, которые в свою очередь замазывают про-арабскими лозунгами. Среди арабских рисунков чаще всего встречаются изображения руки, сжимающей нож или автомат, карта Палестины с арабскими названиями (где Иерусалим обозначен, как «Эль
Кудс»), флаг Палестины. В Москве трафаретное политическое «искусство» сегодня чаще всего встречаются лишь в виде баркашовских свастик с нацистскими лозунгами.

Первым художником, посвятившим себя трафаретному граффити, был некий Блэк ля Рэт, студент парижской Эколь де Буа Арт, и его товарищ по имени Жерар (фамилия неизвестна). На Блэка в свое время произвело впечатление творчество Эрнеста Пиньона-Эрнеста, художника нарисовавшего около тысячи портретов Артура Рембо. Под Новый Год друзья устроили первую крупномасштабную акцию. Праздничным утром удивленные граждане наблюдали настоящее нашествие крыс, тараканов и целую танковую дивизию на стенах Pompidou Centre. В 1984 у общества трафаретного граффити появились и другие адепты, половина рисунков была подписана «Marie Rouflet» и «Surface Active». Между двумя группировками завязался немой диалог, они говорили при помощи новых рисунков, покрывая ими чистые территории. По словам Блэка, ему всегда хотелось удивить людей, растормошить их при помощи трафаретов. Если первые рисунки Блэка были невелики по размерам, то последующие
работы были почти в человеческий рост. Это были мифологические существа, образующие целые группы, сообщения, составленные из слов-картинок. Блэк подражал авторам политических трафаретов начала 20-го века, он работал исключительно ночью, спасаясь бегством от полиции. В 1990 г. ему пригрозили тюрьмой, с тех пор он выставлялся только в галереях.[109]

Самым знаменитым французским мастером трафарета называют некого Немо. Первую работу он нарисовал в 1980-м для своих детей в одном из дворов Бельвиля, квартала рабочих и эмигрантов, где Немо прожил около 20 лет. Его называют «сказочником акрила», многие его работы похожи на иллюстрации к детским книжкам, на них изображены тигры, кошки, бегемоты и силуэты черного человечка, окруженного разноцветным роем бабочек, цветов и маленьких птичек. Немо часто отправлялся рисовать на стенах с другом и коллегой по уличным художествам Джеромом Меснэджером.

Строго говоря, Меснэджера нельзя причислить к мастерам трафарета, все свои картины он рисует от руки. Внешне они очень похожи на stencil art, к тому же, Джером - специалист по скоростному рисунку, обычно на картину у него уходит около 26 секунд. Его любимый герой - белый человек фантом, распластанный по штукатурке в самых причудливых позах. «Маленький белый человечек блуждает по улицам, он - люминесцентное привидение, он выбирает пустынные места...», - говорится в стихотворении Джерома. С его помощью люминесцентное привидение побывало во многих странах Европы, в Нью-Йорке, Китае и даже в Египте.

Мастер провокации, автор большинства политических трафаретов в Париже - Ле Бательер или как его еще называют «уличный кривляка». Ле Бательер, следуя традициям французских революционеров, категорически отказался выставлять свои работы в картинных галереях, вместо этого он создав целый музей уличного искусства прямо на улице. Его трафареты буквально «кусают» прохожих, полные злой политической сатиры, они как бомбы взрывают общественное сознание. Чтобы не попасть в лапы полиции, Ле Бательер рисует в часы пик, когда на улицах настолько много народа, что трафаретчика просто невозможно поймать. Большую часть жизни Ле Бательер прожил, скитаясь по
сквотам. Он умер в 1996 году в возрасте 30 лет, оставив потомкам бесчисленное количество трафаретов, а также словарь сленга сквоттеров и бездомных[110].

Панки часто используют трафареты в своей агитационной и коммуникационной деятельности. При этом существуют конкретные рекомендации, как лучше наносить трафареты, чтобы результат был положительным.

Во-первых, заниматься нанесением изображением лучше в группе из 3-4 человек. Один рисует, другой придерживает трафарет, третий наносит краску, четвертый следит за окружающей обстановкой (чтобы в любой момент успеть предупредить товарищей в случае опасности).

Во-вторых, нужно соблюдать сдержанность во внешнем виде. Предпочтительна одежда в темных тонах, без светоотражающих полос, заклепок, нашивок. На шею можно повесить бандану, в моменты покраски она надевается на лицо. Лучше иметь сразу две защиты на лице: кепка+бандана, респиратор+кепка и т.д. На руки необходимо одевать перчатки - это требование практически обязательное, лучше темные - чтобы не оставлять на баллонах отпечатки, а на руках - следы краски.
Для баллонов и трафаретов лучше иметь рюкзаки, непрозрачные сумки,
Рекомендуется также иметь средства самозащиты (за исключением бит, кастетов, огнестрельного оружия и ножей без сертификата) на случай нападения представителей конкурирующих движений.

В-третьих, необходимо иметь баллоны с краской (банки не подходят), трафареты и фотоаппарат. Баллоны продаются в автомагазинах, крупных центрах экстремальных товаров (по типу Ролл-Холл в Мск) и т.д. Краску лучше брать эмалевую, а не так называемую «для граффити» - эмалевая хуже смывается.

Трафареты предпочтительно выполнять в виде понятного рисунка без большого количества мелких деталей (если много деталей - трудно вырезать, да и быстро в негодность приходит) и 1-2 фразами.
Изготавливать трафарет можно как из плотной бумаги, так и ламината, картона, рентгеновской пленки, из пластиковых папок для бумаг. Последний вариант кажется самым удобным - от краски не промокает, в случае чего легко сворачивается в трубку, сжиганием уничтожается за секунды.
Папки лучше брать потолще. Для изготовления сложных, высокохудожественных трафаретов проще всего использовать компьютер и программу Photoshop. Сперва рисунок печатается (рисуется) на листе бумаги такого же формата как и папка, потом он приклеивается к папке скотчем и вырезается одновременно из бумаги и пластика. Потом бумага снимается - и остается трафарет. Оптимальное расстояние расположения баллона относительно поверхности нанесения - 15-20 см, можно больше. Общее правило - лучше бледный трафарет чем потекший.
Фотоаппарат. Его ношение с собой необходимо для следующего - граффити смывают и закрашивают - в итоге увидеть результат акции сможет не такое и большое количество людей. Если же разместить фотографии в интернете, число прочитавших увеличится, причем при размещении на активистском ресурсе об этом узнают сотоварищи, могут вдохновиться идеей и организовать свою акцию. При фотографировании в ночное время рекомендуется использовать вспышки или длинную выдержку и съемку с опоры[111].

Вообще, несанкционированное нанесение трафаретных рисунков на стены, в зависимости от обстоятельств, квалифицируется законом, как умышленная порча чужого имущества (167-ая статья), хулиганство (213-ая статья) или как вандализм (214-ая статья УК РФ). За такие нарушения полагается взимание крупного штрафа или тюремное заключение. Причиной возбуждения уголовного дела, скорее всего, послужат надписи и рисунки явно непристойного, оскорбительного или провокационного для окружающих содержания.

Стены городских зданий - это одно из основных видов СМИ для панков. Лозунг, написанный наспех от руки, как правило, получается корявый и воспринимается как грязь, поэтому обыватель его не считывает. Если автор изображения хочет донести до наблюдателя свою идею, он должен стремиться делать эстетически более привлекательные надписи с ровными буквами.

Трафареты чаще всего размещают на зданиях банков, бутиков (как символ капиталистического, обогащающегося общества), опорные пункты и отделения милиции, офисы авиакомпаний (высылающих мигрантов), компаний, тестирующих продукцию на животных, меховые и мясные магазины, и т.п. Также трафареты наносят на маршрутах демонстраций фашистских группировок или политических организаций[112].

Однако это не все места, где можно встретить трафареты. Сегодня в Интернете можно найти целые хранилища трафаретных изображений и фотографий с нанесенными на здание трафаретами. Чаще всего публикуются такие изображения конфиденциально, опять же из соображений безопасности. Существует ряд рекомендаций, как опубликовать фотографии с трафаретами, не оставив минимум информации (или не оставив вовсе) о себе и месте нанесения изображения. Опытные панки советуют пользоваться программой «Tor», позволяющей сохранять анонимность при посещении сайтов, бесплатным интернетом (WiFi[113]) в сетевых ресторанах типа фаст-фуд, либо интернет-кафе.

Профессионалы не рекомендуют выкладывать фотографии в личных дневниках Livejournal и социальных сетях. Оптимальной называется следующая следующая схема - из интернет-кафе фотографии размещаются на сайте независимого медиа-центра «Индимедиа»[114], через полдня через тор и подставной аккаунт Livejournal делается кросспост[115] в тематические сообщества, еще через полдня можно размещать на собственной странице в социальной сети с нейтральным, но привлекающим внимание заголовком типа «позырьте, пацаны, что я нашел»[116]. Желательно при этом при каждой публикации изображений менять подставной аккаунт.

Однако такие меры предосторожности не значат, что фотографии и изображения трафаретов будут хранить только в одном определенном месте. Обычно они очень быстро распространяются по различным интернет-ресурсам, посвященным панк-культуре. Так, например, трафареты, размещенные на сайте «Punxunite.ru», можно обнаружить на сайтах «Punkway»[117], «Punkzone.org.»[118], «Straight edge»[119], «South Punk»[120]. Чаще всего изображения публикуются без указания автора и не несут никакой опасности тем, кто их разместил. Кроме того, фотографии будут отражаться в различных поисковых системах (в разделах «Картинки») и будут доступны всем пользователям сети Интернет. Соответственно, количество людей, увидевших эти источники и заинтересовавшихся ими, увеличится в сотни, тысячи раз.

Попробуем выяснить, какую информацию можно получить из таких источников и в какой степени эта информация может быть достоверной.

Раздел «Трафареты» сайта «Punxunite.ru» был создан 24.11.2008 г. Последнее обновление было осуществлено 03.05.2012 г. Он является одним из наиболее часто пополняющихся новыми источниками разделов и представляет значительный интерес для исследования особенностей развития панк-культуры.

В разделе публикуются 573 изображения по десяти различным темам (соответственно по 10 подразделам). Это подразделы: «анархизм» (трафареты, отражающие идеи анархизма) – 41 картинка; «antifascist» (трафареты, связанные с антифашистским движением) – 83 картинки; «antipolitic» (трафареты, отражающие отношение панков к чиновникам, политикам) – 22 картинки; «SxE» (трафареты, посвященные стрейт-эдж[121] движению) – 31 картинок; «antireligion» (трафареты, направленные на выражение протеста любых проявлений религиозных традиций) – 7 картинок; «vegan & vegaterian» (трафареты, посвященные веганству и вегетарианству) – 42 картинки; «antimilitary» (трафареты, направленные на отрицание войн и армии) – 28 картинок; «a.c.a.b» (трафареты, посвященные проблем взаимоотношений панков и полиции) – 18 картинок; «punk/hardkore» (трафареты, посвященные хардкор-панк движению) – 173 картинки; «разные» (трафареты, посвященные различным проявлениям панк-культуры, от музыки до стиля в одежде) – 126 картинок.[122]

Каждая картинка сопровождается указанием на пользователя, разместившего изображение на сайте, время публикации. В некоторых случаях картинка имеет название, или просто сопровождается надписью «Фотография №».

Трафарет является одним из наиболее популярных и востребованных в андеграундных сообществах инструментов выражения идей и взглядов. Существует несколько наиболее актуальных тем, отношение к которым панки выражают в трафаретах. Это общие для всего панк-сообщества, а иногда и других андеграундных движений темы: отрицание войн, политика, отношения с полицией, веганизм и вегетериантво, религиозные отношения. Интерпретировать такие источники проще, чем письменные или аудио-видеоисточники. Многие трафареты создаются в виде надписей или картинок с надписями. Чаще всего в таких надписях и картинках раскрывается полный смысл сообщения, который пытался донести автор до наблюдателя. Правда наблюдатель должен уметь ориентировать в информационном пространстве, быть в курсе современных событий и явлений, происходящих как в мире, так и отдельных странах, различных политических, социальных и культурных сообществах.

Обратимся к нескольким источникам из подраздела «antipolitic». Трафарет «Ты следующий»[123] изображает человека, находящегося за решеткой тюремной камеры, указывающего рукой на потенциального наблюдателя. Венчает трафарет надпись «много думаешь? Ты следующий». Обращаясь к современным реалиям внутриполитической жизни России, мы можем объяснить смысл сообщения, закодированного в сообщении. Нам кажется, что автор хотел привлечь внимание к проблеме отношений официальной власти и оппозиции. Партийные и президентские выборы в 2011-2012 гг. породили волны недовольства и протестов граждан страны против очевидной фальсификации выборов, несоблюдения демократических и конституционных принципов и проявления авторитаризма со стороны верховной власти. Представители и идейные вдохновители оппозиционного движения, выступившие с лозунгами смещения нынешних руководителей страны и проведения честных, легитимных выборов, были признаны провокаторами и подверглись гонениям и арестам. Таких примеров можно привести масса, но смысл останется один: Если человек выступает против системы, думает и поступает не так, как того требует существующий режим, то он автоматически становится его врагом и подлежит наказанию[124].

Интересным кажется трафарет «Порви оковы»[125]. На нем изображены люди разных возрастов и полов, находящихся во власти невидимого кукловода. Девушка с ножницами в руке высвобождается от нитей, с помощью которых ей можно оправлять. Изображение сопровождается надписью «Let's cut ourselves free from authority» (англ. «Освободимся от оков авторитаризма»). Данный трафарет призывает людей к активным действиям, способным свергнуть правящий авторитарный режим. Что это за действия, мы можем только предполагать, но для многих членов мирового общества и российского общества в частности проблема авторитаризма является одной из болезненных и злободневных.

Наиболее актуальной в последние годы стала тема политического тандема В. В. Путина и Д. А. Медведева. Многие представители оппозиции и граждане, неравнодушные к политическому развитию страны, видят явный стратегический ход в такой схеме смены руководителя страны. В этой схеме Медведев является, по сути, марионеткой в руках Путина[126]. Иллюстрацией такого мнения является следующий трафарет под названием «Я марионетка»[127]. Трафарет изображает портрет Д. А. Медведева, который сопровождается надписью «Я не виноват. Я марионетка!». Автор, очевидно, имел ввиду бытующее в обществе мнение, что за все проблемы в развитии государства ответственен тот, кто обладает реальной властью, т.е. В. В. Путин.

Такие трафареты отражают реальные настроения не только среди членов панк-сообщества, но и в обществе в целом. Мы видим, что отношение панков к перечисленным выше проблемам во многом сходятся с отношением представителей политической оппозиции и интеллигенции, журналистов.

Однако не следует думать, что в иных сферах общественной жизни панки находят единодушие с другими социальными, политическими и культурными сообществами.

Так, например многие панки протестуют против: употребления наркотиков, алкоголя; жестокого обращения с животными; проявления насилия со стороны правоохранительных органов, националистических, фашистских группировок; ведения войн и существования института армии.

Среди многочисленных движений и течений панка есть движение Straight edge, идеологией которого является здоровый образ жизни, занятие спортом и отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Символом этого движения является знак «Х», который представители движения наносят в виде татуировки на внешнюю сторону кисти. В подразделе «SxE» можно встретить массу трафаретов, изображающих кулак с таким знаком. Например, трафареты «Youth of today», «xxx», «SxE we believe» «sXe», «drug test»[128] и многие другие. Человек, не имеющий отношения к панк-культуре, вряд ли поймет смысл этих изображений. Чаще всего они используются для идентификации коллективов и членов панк-сообщества, придерживающихся идеи Straight edge.

Трафареты, осуждающие насилие над животными и призывающие к ведению вегетарианского образа жизни, имеют более широкую аудиторию потенциальных наблюдателей. Смысл таких изображений должен быть понятен каждому, кто видит их. Прежде всего, это браконьеры, охотники, предприниматели, занимающиеся животноводством и производством мяса, а также люди, занимающиеся изготовлением товаров массового потребления из животных материалов. Трафареты «Love me, don't eat me», «Мех – это убийство», «Не поддерживай убийства», «Meat is murder»[129] призывают отказаться от убийства животных ради получения пищи и меха для одежды, быть вегетарианцем и признать равенства прав животного и человека. Чаще всего на таких трафаретах изображаются пушные животные, особо ценящиеся любителями меховых изделий, или крупный рогатый скот, мясо которого используется во всем мире в качестве пищи. Эти животные в большинстве случае знакомы каждому, поэтому изображения должны восприниматься легко. Однако в современной социо-культурной ситуации подобные идеи редко находят понимание и сочувствие в обществе, привыкшем к ежедневному употреблению мясных продуктов питания и ношению меховых изделий.

Наиболее ярким проявлением деятельности панков является борьба с фашизмом. Антифашистское движение развито как в России, так и во всем мире. Символами антифашистского движения является Прописная буква «А» на фоне пятиконечной звезды, греческий шлем или три стрелы в круге, направленные острыми наконечниками по диагонали вниз (символ движения R.A.S.H. – Red and Anarchist Skin Heads. Стрелы обозначают Свободу, Равенство и Солидарность. Данное лого было использовано первыми уличными антифашистами — Красными Бригадами Немецкой Коммунистической Партии). Эти символы часто используются при создании тематических трафаретов (R.A.S.H. (1-3), Антифа, Rude unity, Троян)[130]. Греческий шлем, именуемый также трояном, является символом британского лейбла «Trojan Records», выпускающим альбомы музыкальных коллективов в стиле ска, рокстеди, регги и даб. Лейбл управляется Sanctuary Records Group. Основан в 1968 году Ли Гопталом. Стал очень популярным, выпуская ямайскую музыку, которую поставляли продюсеры Дюк Рейд, Байрон Ли и Лесли Конг. На логотипе изображен греческий шлем коринфского типа. Лейбл очень сильно повлиял на молодежные субкультуры того времени — модов, скинхедов и сьюдхедов. Так, троян-скинхеды называют себя в честь лейбла, а на логотипе SHARP(«Скинхеды против расовых предрассудков») нарисован такой же шлем, повернутый в правую сторону.

Понять такую символику могут только люди, знакомые с антифашистским движением внутри панк-сообщества. Такие трафареты обычно используются с целью привлечения внимания членов сообщества к проблемам борьбы с фашизмом, а также как ответ на изображения свастик и других символом фашистской идеологии.

Для обывателей, незнакомых с панк-культурой, понятны могут быть трафареты, содержащие изображения уничтоженной свастики («Зачеркнутый свастон», «Смерть фашизму», «Всегда против»), портреты Гитлера и немецких солдат времен Второй мировой войны («Гитлеру здесь не место», «Следуйте за лидером», «Наци, следуй за своим лидером», «Фашизм не пройдет») сопровождаемые антифашистскими лозунгами[131]. Лозунги «Теперь они в России! Они продолжают забирать жизни!», «Фашизм и жизнь не совместимы», «Stop racism», «Нацисты, фашисты и прочая мразь, следуйте за лидером» вносят полную ясность в понимание антифашистских трафаретов и позволяют расшифровывать их не только панкам, но и наблюдателям, далеким от этой культуры.

Самыми популярными и актуальными сферами протеста в панк-культуре являются отношения с правоохранительными органами и армией. Представители всех течений панк-культуры выступают против произвола полиции, превышения ее сотрудниками должностных полномочий. Такой протест отчетливо выразился в аббревиатуре A.C.A.B, используемой панками и футбольными фанатами. Расшифровывается это сочетание букв как «All cops are bastards» (англ. «Все полицейские тупицы»). Эту аббревиатуру можно встретить на футболках, нашивках, в татуировках и в виде трафаретов. Чаще всего трафарет представляет собой набор четырех букв («A.C.A.B»), реже с добавлением изображения полицейских («Убейтесь, суки»)[132]. Такие трафареты опять же могут быть понятны только участникам панк-сообщества. Больший интерес для нас в таком случае вызывают источники, изображающие факт насилия сотрудников правоохранительных органов над человеком. Трафареты «Милиция нас любит», «Нет ментовскому беспределу», «Остановим насилие», «Больше ментов, меньше порядка»[133] дают почву для размышлений простому наблюдателю и способны вызвать негативные эмоции по отношению к полиции. Портрет полицейского, избивающего человека, скорее всего не может вызывать ничего, кроме отвращения и неприязни со стороны граждан. Интерпретировать иначе такие изображения, на наш взгляд, сложно, так как любое проявление насилия (тем более со стороны представителей власти) неприемлемо в цивилизованном обществе.

Война в творчестве панков занимает значительное место. Идея борьбы за мир и отрицание любых военных конфликтов проходит через все время существования панк-культуры.

В военных трафаретах панки призывают отказаться от вооруженных столкновений, массовых убийств, сохранять мирные отношения между государствами и народами. Пожалуй, ни одна тематическая группа трафаретов не обладает столь низкой степенью вариативности интерпретаций соответствующих источников, как военная. Девочка, закрывающаяся от бомбы зонтом («Umbrella»), Голубь, символ мира («Pigeon»), сломанное ружье на фоне знака Peace («Pacific»), танк с завязанным в узел дулом и голубями на корпусе («Peace»)[134] символизируют идею поддержания мира и отказа от войны и необходимости иметь армию как таковую. Сохранение жизни и соблюдение прав человека являются приоритетом в политике любого государства (в понимании панков), равенство народов должно признаваться во всем мире, военные конфликты не могут быть основой отношений между людьми.

Имеющиеся сегодня в городе трафареты – тэги, субкультурны, в большинстве случаев не понятны обывателю, воспринимаются как результат вандализма, потому что зачастую не качественны (текут, неразборчивы).

Трафарет или надпись должны:

- касаться многих, то есть быть политическим.

- Быть качественным, эстетически привлекательным.

- Считываться (быть понятным, мысль выражена ясно, однозначно).

- Быть на видном месте и вписываться в окружающее пространство.

- Шрифты выглядят привлекательнее, когда обыграны графически.

Панк-трафарет как источник по истории развития панк-культуры, обладает значительным информационным потенциалом. Раскодируя и изучая такие источники, исследователь получает сведения об основных течениях панк-культуры, о философских и идеологических воззрениях панк-сообщества в целом и отдельных групп. Ученому становится доступной информация о символах и отличительных знаках различных панк-движений, о музыкальных стилях и творческих коллективах. Эта информация может быть проверена путем анализа источников других типов и видов, но имеющих аналогичную тематику и содержание, сопоставления имеющейся и полученной информации. Чаще всего информация, закодированная в трафаретах, соответствует действительности и легко проверяется на достоверность. Так, например, трафареты, изображающие панков, стиль их одежды («Молодость, дружба, веселье», «Punk girl»), прически («Панк»), жесты («Rise against») и часто употребляемые в панк-среде выражения («Oi!», «Hardcore»)[135] можно сопоставить с фото-, видеодокументами, со свидетельствами письменных источников. Однако возникает вопрос, всегда ли достоверная информация, содержащаяся в таком источнике, воспринимается адекватно и не вызывает отрицательных эмоций? Результаты изучения панк-трафаретов показывают, что часто такая информация может порождать чувство недоверия и отрицания ее правдивости. Источник воспринимается как провокация, призыв к нарушению устоявшихся порядков и общественного спокойствия, несмотря на актуальность содержащейся в нем информации. Для того, чтобы понять смысл любого трафарета, нужно изучить проблему, которой он посвящен, выяснить, в какой культурной среде создавался, для привлечения внимания какой аудитории распространялся.

Данные источники могут послужить наглядной иллюстрацией тому, о чем думает, как чувствует и поступает истинный панк, оставаясь верным своим взглядам и принципам. Трафареты - это не просто рисунки, вырезанные из бумаги, это продуманные, наполненные определенными пропагандистскими, иногда провокационными идеями.

Трафарет является символом современной эпохи, общества, в котором вещь и изображение имеет большее значение, чем письменный источник. Он в сжатой, закодированной форме картинки несет ту информацию, которую ранее авторы заключали в рукописный или печатный текст.

Кроме всего прочего, в ряду других источников по истории развития российской панк-культуры трафареты занимают одно из основных мест. Они составляют одну из наиболее крупных (по количеству потенциальных объектов исследования) групп и представляют неоспоримую ценность в создании и дальнейшем исследовании корпуса источников по истории развития панк-культуры. Изучение трафаретов, их интерпретация, поможет ученым составить наиболее точную картину происходящего внутри современного рос







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1014. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия