Студопедия — ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ






Панк-культура как феномен развития российского общества, последнее десятилетие привлекает все больше исследователей – гуманитариев. Культурологи, психологи, социологи уделяют внимание этой особой, для большинства людей дикой, разрушительной, «подпольной» культуре. Однако в области источниковедения наша работа первая.

Необходимо отметить, что панк – культура андеграундная, доступная узкому кругу людей, в большинстве случаев имеющих схожие интересы, жизненные позиции, социальный статус и объединенные общей идеей. Противостояние панка всему остальному обществу, непринятие большинства догм и постулатов, на которых базируется жизнь «обычного» человека, сделала его закрытым, изолированным от общего социо-культурного пространства. Соответственно, те интеллектуальные продукты человеческой деятельности, которые были созданы и функционировали в панк-среде, были недоступны исследователю. К тому же, долгое время люди боялись знакомиться с миром «молодых революционеров, наркоманов и отщепенцев», считая их отбросами общества, а их деятельность – аморальной и асоциальной.

Панк как социальное, политическое и культурное явление, существует немногим меньше пятидесяти лет. На протяжении всего времени своего развития он являлся (и является сегодня) одним из способов выражения молодежью всего мира своих идей и взглядов на устройство общества и государства, одновременно использовался как мощное оружие противостояния общественным клише, национальным, религиозным, половым и пр. дискриминациям. Методы могли быть различными, вплоть до самых радикальных (вооруженные стычки с правоохранительными органами и пр.). Однако наиболее действенным, доступным и безопасным стали различные виды искусства (музыка, кино, изобразительное искусство и т.п.), издание и распространение специальной литературы (фэнзины, художественная литература), создание сквотов, клубов, участие в мирных демонстрациях, благотворительных акциях. Вся эта деятельность не могла пропасть бесследно. Многочисленные музыкальные альбомы панк-коллективов на различных носителях (виниловые пластинки, аудиокассеты, сd-диски, аудио-файлы в сети Интернет), видеозаписи концертов и музыкальных клипов, документальные и художественные фильмы, большое количество фэнзинов и специальной литературы, мемуарные источники, Интернет-сайты, блоги, афишы и многое другое сегодня доступны не только для панк-сообщества, но и для простого обывателя. Что особенно важно, специально для этих источников создаются особые центры хранения, библиотеки, читальные залы[76]. В современной ситуации стремительного развития компьютерных технологий особую роль в собирании, обеспечении сохранности и использовании этих документальных памятников панк-культуры играет Интернет (интерактивные библиотеки, электронные архивы).

Сегодня почти каждый пользователь сети Интернет имеет возможность знакомиться с панк-культурой не выходя из дома и не проникая непосредственно в саму панк-среду. Однако такое знакомство может носить односторонний характер, то есть общество видит только малую часть того, что называется панком, только то, что сообщается в СМИ, на различных сайтах, некоторых телевизионных и радиоканалах. Подобная информация зачастую рассматривается как недостоверная, или намеренно искажается, и вызывает отвращение общества к панкам и всему, что с ними связано. Для исчерпывающего понимания рассматриваемого феномена необходимо непосредственное проникновение в суть проблемы, изучение всех возможных сторон жизни панк-сообщества. Исследователь должен понимать, насколько разнообразен панк в своих традициях и проявлениях, как много в нем течений и направлений, идеологических, политических и культурных. При этом нужно критически подходить к получаемой из различных источников информации. Как и любая контркультура, панк подвержен гонениям и проявлению негативного отношения со стороны власти и общественности.

В нашей работе мы рассматриваем один из наиболее востребованных и популярных в панк-среде интернет-сайтов, «Punxunite.ru»[77]. Данный электронный ресурс представляет значительный интерес для нашей исследовательской практики, так как является ярким проявлением современных традиций развития и бытования панк-культуры в обществе.

Электронные ресурсы (сайты: официальные страницы панк-коллективов, web-сайты, посвященные панк-культуре и всему, что с ней связано; форумы, блоги, живые журналы, видео-порталы, сетевые аудио-библиотеки) являются одним из наиболее доступных источников информации и средств коммуникации для панк-сообщества. В сети можно разместить афишы предстоящих концертов и других важных мероприятий, опубликовать новые альбомы панк-групп, видеозаписи, тексты песен, рецензии на музыкальные произведения, обзоры интересных или значимых событий и многое другое. Интернет позволяет быстро связаться с представителями панк-сообщества из других городов и даже стран. На различных форумах панки договариваются о совместных поездках на концерт, об организации фан-клубов и других объединений. Точно определить видовую принадлежность этих источников не представляется возможным, так как на одном сайте могут находиться и публицистические издания, и периодика, и литературные произведения, источники личного происхождения и т.д. На таких сайтах публикуются различные издания фэнзинов, новости из жизни панк-сообщества, литературные произведения, различные статьи и темы для обсуждения. Систематизировать такие источники можно согласно содержащейся в них информации, основной тематики сайта, Интернет-страницы[78]. Как и любые другие источники, относящиеся к панк-культуре, Интернет-ресурсы необходимо исследовать в комплексе с вышеперечисленными документальными материалами. В таком случае получаемая информация будет полной и более достоверной.

Прежде всего, необходимо учитывать специфику изучаемого источника. Как ранее отмечалось, Интернет – многофункциональная информационная система, состоящая из неограниченного количества сайтов, интернет-страниц, и пр. Каждый такой сайт является источником. Он раскрывает (в той или иной степени полноты и достоверности) информацию о его создателе (авторе), о времени, месте и условиях создания, о целях создания, о целевой аудитории и тех темах, которым он посвящен. Используя конкретные статистические данные, рецензии и отзывы о сайте, мы можем исследовать проблему бытования, определять степень достоверности и информативности источника.

Исследование таких источников может способствовать расширению границ познания исторических процессов и человеческого мышления. Такие возможности доступны исследователю вследствие того, что Интернет-сайт как источник, может содержать в себе неограниченное количество других источников (различных типов и видов). Можно сказать, что мы наблюдаем источник в источнике. В такой структуре мы видим сходство с периодическими изданиями, в которых могут публиковаться как текстовые документы разной видовой принадлежности (от литературных до статистических), так и фотодокументы. Это сходство и его уместность объясняются тем, что сегодня большинство периодических изданий публикуются и адаптируются в глобальной сети. Во многом методы изучения периодической печати применимы к интернет-сайтам. Об этих методах мы будем говорить ниже.

Рассматриваемый нами сайт представляет собой многофункциональный интернет-портал, посвященный панк-культуре. Сайт состоит из 18 разделов, в каждом из которых могут публиковаться источники, соответствующие по сути своей названиям разделов:

· «Страница новостей» - содержит информацию по всем обновлениям в каждом разделе, копируя по сути их содержание. Новости располагаются строго в хронологическом порядке – первая опубликованная новость (29 сентября 2007 г.) располагается на последней странице (56) сайта, последняя (8 мая 2012 г.) соответственно, на первой.

Каждая новость имеет название, краткую аннотацию, указание времени публикации и ника пользователя, разместившего новость, соответствующее содержанию новости изображение и раскрывается в полнотекстовом режиме нажатием соответствующей ссылки.

· «Фэнзин punxunite» - в разделе публикуются номера одноименного с сайтом фэнзина. Всего размещено 4 номера, имеется объявление о подготовке пятого номера фэнзина «Punxunite zine». Каждый номер доступен для чтения и бесплатного скачивания, сопровождается изображением обложки, описанием содержания номера и датой выпуска номера.[79]

· «Новости групп» - раздел содержит информацию о создании новых музыкальных коллективов, новости творческой деятельности (проведение концертов, запись новых альбомов) существующих панк-групп. Описание выпускаемых музыкальных альбомов содержит название коллектива, название альбома, изображение обложки, дату и место выпуска, музыкальный жанр альбома, время и качество звучания, общий размер альбома и трек-лист.

Многие новости сопровождаются историческими справками, аннотациями, рецензиями, обзорами к выпущенным альбомам.

· «Афишы концертов» - раздел посвящен публикации афиш основных музыкальных мероприятий в панк-сообществе. Раздел содержит изображения афиш, название событий, которым посвящены эти афишы, основная информация (время и место проведения мероприятия, стоимость билетов, участники концерта). В большинстве случаев авторы сопровождают публикации агитационными слоганами, историческими справками об участниках события или отзывами о творческой деятельности;

· «Сделай сам» - раздел посвящен одному из наиболее ярких направлений деятельности представителей панк-культуры. Это так называемый принцип «Do It Yourself», подразумевающий изготовление различных вещей своими руками, отказ от использования изделий массового производства. В разделе публикуются рекомендации по созданию трафаретов, нашивок, ремней, «поставке» ирокеза, съемке документальных фильмов и даже изготовлению блока питания для музыкальных инструментов. Публикации содержат подробные инструкцию по созданию той или иной вещи, и в большинстве случаев сопровождаются специальными изображениями.

· «Различные фэнзины» - в разделе публикуются номера фэнзинов разной тематики и не относящиеся к создателям сайта. Каждая публикация имеет краткое описание содержания, условий выпуска журналов, истории создания фэнзинов. Публикуемые документы сопровождаются названием, номером выпуска (в некоторых случаях, датой выпуска), изображением обложки и ссылкой для скачивания.

· «Наши статьи/интервью/отчеты» - раздел содержит интервью с известными зарубежными и отечественными панк-коллективами (Agathocles, See You In Hell и т. д.), обзоры основных событий в политической и социальной деятельности панков различных течений («Восстание в Казахстане», «Раскрыта нео-нацистская группировка в Германии»), статьи о наиболее актуальных для панк-сообщества темах (антифашизм, анархизм, экономические проблемы). Тексты статей, обзоров и интервью могут сопровождаться фотографиями, видеозаписями («Обращение президента Медведева (по поводу опасности войны)». На данный момент видео не доступно для просмотра, так как удалено пользователем).

· «d.i.y. музыка» - раздел содержит копии музыкальных альбомов различных панк-коллективов. Каждый альбом сопровождается краткой аннотацией, списком песен и ссылкой на бесплатное скачивание;

· «Рецензии альбомы/фэнзины» - в разделе публикуются рецензии на музыкальные альбомы панк-групп. Рецензии сопровождаются названием группы и альбома, изображением обложки, датой выпуска и звукозаписывающего лейбла.[80]

· «Трафареты» - в разделе помещаются изображения трафаретов по 9 темам: «анархизм», «antifascist», «antipolitic», «SxE», «antireligion», «vegan & vegaterian», «antimilitary», «a.c.a.b»[81], «punk/hardkore». Каждое изображение имеет название и указание пользователя, разместившего его.

· «Листовки/стикеры» - в разделе публикуются изображения листовок и стикеров (наклеек), использующихся в агитационной деятельности панк-сообщества. В листочках затрагиваются актуальные проблемы развития общества: ущемление прав человека, загрязнение окружающей среды, жестокое обращение с животными, меркантилизм и стремление к чрезмерному обогащению. Листовки и стикеры в форме стихов, слоганов и рисунков лаконично отражают те идеи, которые являются объектов многолетних споров в обществе.

· «Форум/общение» - раздел представляет площадку для общения зарегистрированных пользователей. На форуме имеются два подраздела: музыка и общение. Каждый подраздел делится на несколько тем, которые может создавать любой пользователь. На форуме ведутся дискуссии, которые могут сопровождаться соответствующими теме иллюстрациями, видео- и аудиозаписями. Каждый пост (запись на форуме) имеет указание на автора и время опубликования (данные появляются автоматически).

· «Ссылки друзей» - в разделе размещаются активные ссылки на дружественные сайту информационные ресурсы, сайты музыкальных коллективов, страниц в социальных сетях и сайтов представителей панк-культуры, находящихся под покровительством администраторов рассматриваемого сайта. Данный раздел позволяет налаживать контакты с членами панк-сообщества за рамками ресурса.

· «Поиск по сайту» - раздел позволяет осуществлять поиск необходимой информации внутри сайта. Поиск по содержанию осуществляется по следующим параметрам: слова для поиска; поиск по файлам, в статьях, в комментариях, в статистических страницах, в заголовках статей, по номеру статьи; временной период (за все время, с последнего визита, за сутки назад, за неделю назад, за 2 недели назад, за месяц назад, за 3 месяца назад, за 6 месяцев назад, за год назад); сортировка результата поиска (дата статьи или комментария, заголовок статьи, количество комментариев, количество просмотров, имя автора, раздел, рейтинг статьи) по убыванию/возрастанию. Поиск по имени пользователя имеет одну графу с указанием имени (с возможностью указания полного имени). Поиск по разделам может проводиться по всем разделам, по главное странице, в статьях, в афише, в фэнзинах, в разделе «Сделай сам!» в новостях групп, в разделе рецензий (на альбомы/фэнзины). Поисковый раздел значительно облегчает работу с материалами сайта.[82]

· «Контакт с нами» - в разделе размещаются баннеры[83] и ссылки на сайт, которые можно размещать на других сайтах, в социальных сетях и в сообщениях на различных форумах. Также здесь публикуется адрес электронной почты для отправления администраторам афиш различных мероприятий с перечнем необходимых требований к их размещению. И, наконец, раздел содержит адреса электронной почты, номера ICQ, необходимые для связи с администраторами в целях обсуждения с ними вопросов по организации функционирования сайта.

· «Сотрудничество» - раздел содержит необходимую информацию для пользователей, желающих принимать активное участие в развитии ресурса. Администраторами предлагается насколько разделов, в наполнении которых может участвовать каждый, кто обладает соответствующими навыками.

· «punxunite в социальных сетях» - раздел содержит ссылки на социальные сети, в которых созданы специальные сообщества, во многом копирующие содержание сайта. Это позволяет увеличить читательскую аудиторию и расширить коммуникационные возможности сообщества.

· «Наши ссылки, баннеры» - раздел повторяет информацию, размещенную в разделе «Контакт с нами», в подразделе «Баннеры»[84].

Для удобства пользователей в левой части страницы расположены также ссылки на наиболее обсуждаемые темы форума, новую музыку, электронные ресурсы «подшефных» организаций, афишы ближайших культурных мероприятий. Здесь же указывается число пользователей и гостей сайта, находящихся в онлайне в момент просмотра нами сайта.

Для открытия разделов созданы гиперссылки[85], расположенные в левой стороне страницы. Находясь в том или ином разделе, при помощи этих гиперссылок можно открыть другие разделы в новой вкладке/окне интернет-браузера, не покидая просматриваемой страницы.

Центр страницы полностью заполняется публикуемыми материалами. Каждая страница содержит примерно 10-12 публикаций. Внизу каждой страницы расположены номера страниц сайта в виде активных ссылок, при помощи которых можно свободно «передвигаться» по сайту.

Сайт удобен в управлении, поиск необходимой информации не занимает больше двух минут, что значительно увеличивает продуктивность работы с источником.

Разделы постоянно обновляются. Авторизованные пользователи могут публиковать различные источники, соответствующие тематике сайта. Каждая публикация имеет краткую аннотацию, может быть развернута в полнотекстовом режиме (в зависимости от объема публикуемых материалов) с помощью соответствующей ссылки, а также сопровождается указанием на дату публикации и имя пользователя, разместившего его на сайте. Пользователям доступна функция комментирования, позволяющая оставлять мнение о той или иной опубликованной информации.

Количество источников, которые можно публиковать, администратором не ограничено и зависит только от технических возможностей сервера, на котором размещается интернет-ресурс. Периодичность размещения источников зависит от проблематики раздела и степени заинтересованности пользователей публикуемыми в нем материалов. Так, например, раздел «Рецензии альбомы/фэнзины» содержит 10 записей, первая из которых сделана 10 декабря 2008 г., последняя – 10 марта 2012 г. Остальные материалы были опубликованы в промежутки от одного дня до восьми месяцев. Противоположную ситуацию можно наблюдать при изучении раздела «Афиша концертов». Этот раздел содержит 146 изображений афиш. Первое изображение опубликовано 17 марта 2008 г., последнее – 30 апреля 2012 г. Обычно периодичность публикования изображений в разделе не превышает один месяц, минимальный интервал – 1 день.

По своей информативности, скорости наполнения информацией и качеству публикуемых материалов сайт «Punxunite.ru» превосходит такие ресурсы, как «ANTIPINK.COM»[86], «www.375crew.org. Punk rock social club»[87], «Punks and skins unite and wins»[88].

Сайт оформлен в минималистическом стиле, и визуально может не вызывать у посетителя ярких эмоций. Страницы сайта имеют белый фон, все записи ведутся черным (реже – серым) цветом. Ссылки «комментарии» и «подробнее» выделяются голубым цветом. Шапка сайта имеет одинаковый для всех страниц рисунок – надпись черного цвета с названием сайта на извивающейся ленте и надпись домена («punxunite.ru») белого цвета, «выцарапанную» на большой черной кляксе. На ленте также присутствуют четыре знака «*» и два знака «+» внутри букв «D» и «P» в названии сайта.

Такое оформление может говорить о том, что сайт создан для тех, кто больше ценит содержание ресурса, а не его внешний вид. Представители панк-культуры сразу обратят внимание на такой ресурс, увидев в нем стилистику, свойственную панк-стилю: минимализм в цвете, соединенный с провокационными изображениями и надписями.

Все материалы публикуются в основном на русском и английском языках, что не требует высокого уровня знания иностранных языков при изучении содержания источника. Также нет необходимости знать специальные термины и понятия, применяемые в сфере компьютерных технологий. На сайте используются стандартные термины, использующиеся повсеместно в сети Интернет и знакомые даже непродвинутому пользователю (ник, логин, пароль, форум, банеры, ссылки, юзер (пользователь) и пр.). Вообще лексика, язык общения и передачи информации на сайте ничем не отличается от того, который мы применяем в обычной жизни. Часто используются жаргонизмы и ненормативная лексика, употребляемые представителями маргинальных (и не только) слоев общества и знакомые всем, кто сталкивается с ними на улице и в общественных местах.

Наибольшую трудность в понимании могут вызвать специфические термины и выражения, используемые исключительно в панк-сообществе, например, фэнзин, дистро-лейбл, D.I.Y., сквот и многие другие. Их можно расшифровать и объяснить, обратившись к специальной литературе или проанализировав контекст.

Как мы уже говорили ранее, интернет-сайты могут быть сравнимы с периодической печатью. Рассматриваемый нами ресурс – яркий тому пример. Под периодической печатью понимается вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления.[89] В отношении интернет-сайтов, посвященных панк-культуры, это понятие может быть применимо со значительными оговорками. Так, под общественным мнением мы будем понимать формирование идеологии движения, имеющей определенные сформировавшиеся традиции и устои, но открытой для новых идей. Идеологическое воздействие государства заменяется на распространение идей панка ее создателями, основными продолжателями и активными участниками движения. Информационное обслуживание экономической деятельности применительно к панк-культуре видится как информационное обслуживание деятельности панк-сообщества на добровольных началах с возможностью внесения денежных средств или других ресурсов, способствующих развитию движения.

Очевидно, что традиционная периодическая печать имеет значительные сходства с интернет-ресурсами, в том числе с панк-тематикой, однако основное сходство нам видится в том, что оба вида источников по сути являются долговременными изданиями периодического характера. И если традиционные периодические издания имеют определенную нумерацию выпусков и конкретную периодичность их выхода, то сайт может обновляться неравномерно, с разными промежутками времени.

Рассматриваемый интернет-ресурс, так же как источник периодической печати, имеет конкретный штат сотрудников (администратор – главный редактор, дизайнер; редактор; модератор – верстальщик; наиболее активные пользователи – корреспонденты, журналисты). Очевидно, что каждый из членов команды имеет свои обязанности. Нам точно неизвестно как именно эти обязанности распределяются, но мы можем предположить. Администратор занимается общим руководством развития сайта, активно участвует в наполнении сайта необходимой информацией, следит за соблюдением правил пользования ресурсом. Модератор занимается систематизацией информации по разделам, следит за тем, чтобы материал публиковался в соответствии с тематикой и целевой направленностью разделов. Активные пользователи занимаются сбором информации, написанием статей, рецензий, отчетов, публикацией различных источников, образующихся в результате деятельности членов сообщества, а также ведут дискуссии на форумах и в комментариях.

Как и в периодической печати, на интернет-сайте приветствуется участие читателей в обсуждении опубликованных материалов. Так, например, в русскоязычном издании журнала «Rolling Stone» (ежемесячное издание) создан специальный раздел «Корреспонденция. Отзывы и мнения», где читатели могут оставлять свое мнение и заметки о статьях, опубликованных в предыдущих номерах данного издания. На сайте для этого создан форум и функция комментирования.

Периодическая печать – специфический вид источника, который может содержать в себе ряд других видов и типов источников. В газетах, журналах могут публиковаться фотографии, законодательные акты, статистические данные, публицистические и художественные произведения, источники личного происхождения. В том же «Rolling Stone» публикуются фотографии, воспоминания и биографии зарубежных и отечественных звезд кино, музыки, политических деятелей. На страницах журнала можно встретить рецензии на музыкальные альбомы, кинофильмы, литературные, мнения, обзоры специалистов о различных культурных мероприятиях.

Ту же самую картину мы видим при изучении интернет-сайта. Мы встречаем в его разделах различные фотографии, графические изображения, аудио-, видеозаписи, публицистические источники (рецензии, отзывы, статьи), статистические данные (раздел «статистика» в личном кабинете пользователя) и пр. Все эти источники имеют указание на автора, что свойственно и периодическим изданиям.

Некое сходство есть и в организации структуры и способов передачи информации. Тематическим колонкам в газетах и разделам в журналах соответствуют разделы сайта и темы на форуме. Содержание этих разделов и тем строго соответствует, как мы убедились выше, их названиям, что свойственно и периодической печати. Публикуемый материал постоянно обновляется или меняется, но проблематика и общий смысл (соответствующий разделу), остается. В «Rolling Stone» такими разделами являются «Proявления», «Обзоры», «Аппаратная», «Простые вещи» и пр.

Главным аргументом того, что сайт «Punxunite.ru» можно сравнивать с периодическим изданием, является то, что на его страницах публикуется зародившийся именно в панк-среде разновидность периодической печати – фэнзин.

Фэнзин является одним из главных источников информации о жизни и деятельности панков. Именно фензины в DIY панк-культуре противопоставляются глянцевым журналам, свойственным мейнстриму. В отличие от первых, имеющих полноцветную печать, глянцевые обложки, большие тиражи и высокие бюджеты, фэнзины, в основе своей, являются самиздатом. Они печатаются на ксероксе и сшиваются при помощи скрепок, без нумерации страниц, авторских прав. Фэнзины распространяются посредством почты, продажи на концертах, личных контактов издателей и читателей, Интернет-сайтов и социальных сетей: после того, как тираж окончен, издатели заливают электронную версию в Интернет. В России бывают, хотя и очень редкие, случаи продажи в специализированных магазинах рок-атрибутики. Распространение информации о фензинах происходит через переписку (рассылка флаеров, информирующих о существовании данного издания), через другие фэнзины (публикация флаеров и рецензий), и, наконец, через Интернет (информация в дистро-листах и пр.).

Любой фэнзин является результатом независимой деятельности панк-авторов. Он не подвергается редакции со стороны издателей (весь процесс создания и выпуска производится самими авторами от начала и до конца), дизайн зависит от фантазии и материальных возможностей автора.

Панк-фэнзины издаются панками, для панков и освещают исключительно широкий спектр тем, интересующих панк-сообщество. В большинстве случаев они посвящены музыке и политике в широком понимании.

Независимо от объема фэнзины преследуют одну цель: обмен идеями, которые определяют панк-культуру и философию. Фэнзины могут быть использованы, чтобы отразить особенность таких идей, как анархия, взаимоотношения полов, философия окружающей среды и принципы ведения дел в панк-сообществе.

Первый панк-фэнзин «Punk Magazin» стал издаваться в Нью-Йорке в середине 1970-х годов, и, по легенде, название этого зина, писавшего про первые панк-группы («Ramones», «Patti Smith Group» и др.), и дало название стилю. Первый британский панк-фэнзин «Sniffin’ Glue» стал выпускать в 1976 году Марк Перри, впоследствии основавший панк-группу «Alternative TV». Марк Перри одним из первых выразил этику «Do It Yourself» и в пятом номере «Sniffin’ Glue» сформулировал свой вызов: «Все вы, кто читает «Sniffin’ Glue», не будете удовлетворены тем, что мы пишем. Уходите и начинайте свои собственные фэнзины»[90]. Помимо этого фэнзина уже в 1976 году по всей Великобритании появилось несколько десятков самиздатовских журналов, а в 1977-79 их были сотни.

Из всех явлений DIY панк-культуры фэнзины получили значительное распространение в постсоветском пространстве (особенно на рубеже 1990-2000-х гг.). Чтобы сделать фэнзин, необязательно наличие больших сумм денег: можно не печатать тираж в типографии или на ризографе, а ксерокопировать по одному экземпляру по мере поступления заказов. Обычно фэнзины выпускаются на средства издателей и продаются по себестоимости. Средняя цена зина (на 2010 г.) – 30 рублей.

Тиражи постсоветских панк/хардкор фэнзинов не превышают двухсот экземпляров (средний тираж – сто экземпляров), в то время как на Западе иные достигают десяти тысяч (Например, некоторые номера калифорнийского панк-фэнзина «Maximumrocknroll» и хардкор-фэнзина «Heartattack»)[91]. С каждым новым номером, как правило, тираж увеличивается, равно как и количество страниц. Например, тираж первого номера иркутского фэнзина «Tommy’s» (28 страниц) составил восемьдесят экземпляров, второго (40 страниц) – сто экземпляров, третьего (48 страниц) – сто пятьдесят экземпяров, и, наконец, четвертого (56 страниц) – двести экземпляров. Кроме «официального» тиража, печатаемого в типографии или на ризографе, всегда существует определенное количество ксерокопируемых копий, которые не всегда делаются самим издателем. Например, все номера рижского фэнзина «Беzuмец» (за 1993-1995 гг.) ксерокопировались и распространялись петербургскими DIY-деятелями в начале 2000-х. Маленькие тиражи – одно из главных отличий фэнзинов от мейнстримовых музыкальных журналов и других периодических изданий.

Многие издатели фэнзинов не имеют компьютеров (особенно в провинции), текст зачастую печатается на машинке, а потом постранично ксерокопируется, иногда пишется от руки (фэнзин «Закат цивилизации» из г. Ставрополя и «Гени!альный Ящур» из г. Новгорода).

Фэнзины являются важнейшим коммуникативным средством DIY панк-культуры: в них даются адреса и контакты других лейблов, фэнзинов, групп, как местных, так и зарубежных. В фэнзинах также печатаются интервью с группами, рецензии на их альбомы[92]. По словам самих редакторов фэнзинов, перечень проблем, затрагиваемых в отечественных фэнзинах, устоявшийся и ограниченный. Очень редко редколлегия идет дальше схемы интервью-колонки-обзоры, дальше банальных вопросов про год образования и количество вегетарианцев в группе. Обычная проблематика для российских фэнзинов: антифашизм, вегетарианство, стрейт эдж и личные взаимоотношения[93]. В целом, содержание фэнзинов представлено колонками; статьями (часто на политические темы); интервью с группами, активистами, организаторами лейблов и фэнзинов; письмами читателей; обзорами местных панк/хардкор сцен; флаерами других лейблов, групп, фэнзинов; обсуждением тем, актуальных для издателей и людей, читающих данный фэнзин. Потенциально соавтором какого-либо фэнзина может стать любой человек, написавший туда колонку, письмо или свою рецензию. Эти черты фэнзинов делают их схожими с традиционными периодическими изданиями.

Однако, в отличие от обычной периодики, фэнзины выходят крайне нерегулярно. Один номер фэнзина может делаться три года, другой фэнзин выходит в количестве трех номеров в год. Периодичность выхода фэнзина обычно зависит от таких параметров как: наличие свободного времени у редакторов, наличие достаточного количества материала для выпуска номера, оперативность ответов на интервью, людей, обещавших написать колонки. В среднем, в год выпускается один номер фэнзина.

Донна Гейнз выделяет три типа фэнзинов в зависимости от периодичности выхода:

- нерегулярный (occasional)

- регулярный (routinized)

- авторитетный (established)[94].

Если применить эту типологию к фэнзинам в постсоветском пространстве, то большинство являются нерегулярными. К регулярным фэнзинам можно отнести также имевший «профессиональный» дизайн, но уже несуществующий московский фэнзин «Positive», который выпускал свои номера раз в полгода: №1 (весна 1999), №2 (осень 1999), №3 (осень 2000), №4 (весна 2001). К этому же ряду принадлежат петербургские фэнзины «Voice»: №1 (зима 2000-2001), №2 (лето 2001), №3 (весна 2002) и «Ножи и вилки»: №1 (апрель 1998), №2 (октябрь 1998), №3 (февраль 1999), №4 (май 1999), №5 (февраль 2000), №6, 66 (в составе “Евробутылки”, 2000), №7 (октябрь 2002) и №8 (апрель 2003). Современный анархический журнал «Автоном» - единственное на сегодняшний день регулярно выходящее издание, однако по словам Дениса Джейти, редактора фэнзина «Имхопанг», «это уже не совсем фанзин несмотря на свои корни»[95].

На сегодняшний день многие фэнзины, в том числе и отечественные издаются посредством сети Интернет на отдельных сайтах или специальных форумах, Интернет-страницах, посвященных панк-культуре. Таким образом, расширяется читательская аудитория, фэнзин становится интерактивным. Интернет облегчает способ распространения информации, особенно для жителей небольших и удаленных городов.

Гейнз указывает следующие функции нерегулярного фэнзина – «организовать людей с общими интересами в сеть, которая может быть использована для различных видов культурной деятельности, составляющих данную сцену – концерты, подписи протеста, реклама аппарата, обеспечение жильем – полный ряд срочных потребностей сообщества»[96]. Если нерегулярный фэнзин начинает выходить с определенной регулярностью, читательская аудитория выходит за пределы небольшого круга друзей. Регулярный фэнзин развивает сообщество читателей вне конкретной местности, и сеть расширяется до всей сцены данного стиля. Некоторые фэнзины включаются в уже существующую сеть. Чем более локален круг распространения, тем более сырой дизайн.

Таким образом, стоит разделять фэнзины, ориентированные на локальную сцену (конкретного города или страны) и на мировую, что выражается в языке, на котором фэнзины издаются (и читаются). Большинство постсоветских фэнзинов издаются на национальных языках, что говорит об их ориентации прежде всего на местные сцены. Единственный фэнзин, вышедший на английском языке, «Blah-blah-blood», был выпущен в мае 2002 года издателями петербургского фэнзина «Ножи и вилки». Читательскую аудиторию зинов составляет сцена, которой они принадлежат.

Редакторов у фэнзина может быть несколько. Существуют «персональные фэнзины» (Например, «Точка зрения» из г. Краснодара)[97], издаваемые одним человеком, который пишет о своих личных переживаниях и о том, что его волнует. Но чаще всего в создании фэнзина принимают участие два-три человека, которые решают, какого рода материалы они хотят поместить в данный номер, и еще несколько человек, которые пишут колонки или обзоры местных сцен (по просьбе редакторов). Верстает фэнзин, как правило, один из редакторов, хотя иногда для этой цели привлекаются друзья. Вообще не существует четкого разделения между редакторами и читателями. Каждый может что-то написать или нарисовать и прислать в фэнзин. Это может быть колонка, просто письмо (в больших американских фэнзинах имеются специальные разделы для писем читателей) или комикс. В данном случае содержание, идеологическая и тематическая направленности фэнзина становятся зависимыми не только от потребностей читательской аудитории, но в первую очередь от личности автора, его мнений и взглядов. Фэнзин позволяет в одном журнале объединять различные точки зрения, разнообразные чувства и эмоции людей разных возрастов, национальностей, полов, социального статуса, объединенных общими идеями[98].

Теперь выделим основные функции фэнзинов, относящиеся как к зарубежным, так и к постсоветским фэнзинам, и их значение для DIY панк-культуры, опираясь на работу американского исследователя Стивена Данкома «Записки из подполья: фэнзины и политика альтернативной культуры»[99].

В качестве одной из главных функций фэнзинов Данком выделяет коммуникацию. По его словам, игнорируемые культурой мейнстрима, люди, пишущие в фэнзины, создают обширные сети независимых коммуникаций, чтобы поделиться идеями и мыслями, которые не могут быть выражены нигде более. Эти сети составляют обширную инфраструктуру коммуникаций, которая использует технологии массового коммерческого общества – компьютеры, копировальные аппараты, почту и пр., но «позволяет своим участникам вовлекаться в критику массового общества и конструировать альтернативные модели творчества, коммуникации и сообщества»[100].

Другую важнейшую функцию фэнзинов Данком видит в том, что они провоцируют самостоятельное мышление, вызывают желание дискуссии и будят в человеке творческое начало. Он утверждает, что «зины и андеграундная культура обеспечивают средство для всех людей быть интеллектуалами – культурными творцами – и это сам по себе радикальный акт»[101]. Поэтому многие фэнзины, кроме инт







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия