О постѣ, безстрастiи и чистотѣ.Братiя и Отцы! Настоящiе дни святаго поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда всѣ стекаются и обрѣтаютъ духовную тишину, не только иноки, но и мiряне, малые и великiе, властители и подчиненные, цари и iереи; ибо время сiе полезно и спасительно для всякаго рода и возраста людей. Теперь и въ городахъ и селенiяхъ прекращаются всякiя смятенiя и безпорядки, а умножаются славословiя и пѣснопѣнiя, милостыни и молитвы, которыми благiй нашъ Богъ умилостивляется и преклоняется къ мидосердiю, умиротворяетъ души наши и подаетъ намъ прощенiе грѣховъ; если только мы искренно обратимся къ Нему отъ всего своего сердца, припадая къ Нему со страхомъ и трепетомъ и обѣщаясь оставпть всякiй худой навыкъ, какой кто имѣлъ. Но христiане, живущiе въ мiру, имѣютъ учителей, т, е., своихъ архiереевъ и пастырей, которые наставляютъ ихъ и учатъ. Ибо какъ борцы и бойцы требуютъ возбужденiя, такъ и постящiеся требуютъ ободренiя и утѣшенiя учителей. А такъ какъ и я среди васъ вожделѣнныхъ нахожусь на мѣстѣ предстоятельства и игуменства, то и на мнѣ лежитъ долгъ сказать вамъ нѣсколько словъ объ этомъ душеспасительномъ постѣ. Братiя! Постъ есть обновленiе души; ибо Апостолъ говоритъ: насколько тѣло изнемогаетъ и увядаетъ отъ постнаго подвига, на столько душа обновляется день ото дня, и дѣлается прекрасною, и блистаетъ красотою, которую далъ намъ Богъ отъ начала. А когда она постомъ и покаянiемъ очистится и украсится, тогда и Богъ возлюбитъ ее, и будетъ жить въ ней, какъ и Господь говоритъ: Азъ и Отецъ прiидема, и обитель у него сотворима (Iоан. 14, 23). Посему, если таково достоинство поста и такова благодать его, что онъ содѣлываетъ насъ жилищемъ Божiимъ, то и должно намъ встрѣтить его съ великою радостiю и веселiемъ, а не унывать по причинѣ скудости въ пищѣ, зная, что Господъ нашъ Iисусъ Христосъ, когда въ пустынѣ благословилъ пять хлѣбовъ, напиталъ пять тысячъ народа хлѣбомъ и водою. Онъ могъ бы повелѣть, если бы захотѣлъ, чтобы тамъ появились всякаго рода явства; по этимъ Онъ подалъ намъ примѣръ воздержанiя, чтобы мы заботились только о необходимомъ. Постъ теперь сначала кажется для насъ дѣломъ труднымъ, но если мы день ото дня будемъ прилагать усердiе и понужденiе, то при помощи Божiей намъ будетъ легче. Однако если мы хотимъ, чтобы постъ нашъ былъ истиннымъ и прiятнымъ Богу, то съ воздержанiемъ въ пищѣ, будемъ воздерживаться и отъ всякаго грѣха душевнаго и тѣлеснаго, какъ научаетъ насъ и стихира, въ которой сказано: «постъ не ошаянiе брашенъ точiю совершимъ, но всякiя грѣховныя страсти отчужденiе[59]. Будемъ блюстись отъ лѣности и нерадѣнiя о своемъ келейномъ правилѣ и о службахъ церковныхъ, а болѣе всего отъ тщеславiя, завистливой ревности, отъ ненависти по злобѣ и отъ вражды, такъ какъ это страсти тайныя, убивающiя душу; будемъ блюстись отъ злонравiя и самочинiя, т, е., не будемъ присвоивать вещей и исполнять свою волю. Ибо ничего такъ не любитъ дiаволъ, какъ если найдетъ человѣка, который не вопрошаетъ другаго и не совѣтуется съ могущимъ наставить его на добро; тогда врагъ удобно прельщаетъ самочинника, и уловляетъ его во всемъ, что онъ совершаетъ и считаетъ за добро. Будемъ бдительно внимать, особенно относительно плотской похоти; ибо и нынѣ, когда постимся, многообразный змiй дiаволъ боретъ насъ худыми помыслами. Красивъ на видъ и прiятенъ для вкуса плодъ грѣха, но не таковъ онъ на дѣлѣ. Какъ иногда яблоко снаружи кажется красивымъ, а когда его разрѣжешь, найдешь внутри гнилостъ; такъ и похоть плотская какъ будто заключаетъ въ себѣ наслажденiе, а когда совершится грѣхъ, окажется горче желчи, и какъ обоюдуострый мечъ. Это потерпѣлъ праотецъ нашъ Адамъ; онъ былъ прельщенъ дiаволомъ, вкусилъ отъ плода преслушанiя, и надѣялся чрезъ сiе получить жизнь, но обрѣлъ смерть. Это претерпѣваютъ и всѣ съ того времени доселѣ, которые прельщаются отъ древняго змiя худыми пожеланiями плотскихъ страстей. Ибо дiаволъ есть тма, но преобразуется и является, какъ ангелъ свѣта. Такъ изобрѣтатель зла сатана и злое показываетъ добрымъ, и горькое сладкимъ, и темное свѣтлымъ, и безобразное красивымъ, и смерть представляетъ жизнiю, и этимъ прельщаетъ мiръ и мучитъ его. Но мы, братiя, будемъ имѣть особенное вниманiе, дабы онъ не уловилъ насъ многими своими и лукавыми кознями, чтобы не пострадать намъ подобно птицамъ которыя изъ-за снѣдей попадаются въ силки и сѣти. Будемъ осторожно испытывать умомъ своимъ ухищренiя злобы, и во всякомъ случаѣ познавать зло, гдѣ оно скрывается, и блюстись отъ него. Сверхъ сего будемъ имѣть усердiе и тщательность къ псалмопѣнiямъ и службамъ церковнымъ; будемъ умомъ нашимъ старательно внимать тому, что читается. Ибо какъ тѣло, питаясъ хлѣбомъ, укрѣпляется и растетъ, такъ и душа питается Словомъ Божiимъ. Будемъ повсечасно совершатъ колѣнопреклоненiя, каждый по силѣ своей, и сколько ему назначено; будемъ заниматься и рукодѣлiями своими; ибо ничего не дѣлающiй, по слову Апостола, не достоинъ даже и пищи (2 Сол. 3, 10). Другъ другу будемъ помогатъ; ибо одинъ бываетъ немощенъ, а другой силенъ; не будемъ спорливы, а будемъ только совершать добро; будемъ сладкорѣчивы, мирны, снисходительны, милосерды, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодовъ благихъ. И миръ Божiй да сохранитъ сердца наши и умъ, и да сподобитъ насъ небеснаго царства, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
|