Текстура древесины
Блеск древесины Блеск – способность направленно отражать световой поток. Степень блеска зависит от породы, плоскости разреза, наличия сердцевинных лучей. Характер блеска древесины у разных пород неодинаков: полуматовым (сатиновым) блеском обладает древесина бука, дуба, граба, тополя, березы, яблони, груши, липы; шелковистым – чинары, кедра, клена; муаровым – березы, серого клена, лавровишни и др. У некоторых пород бывает искристый блеск (отдельные блестящие точки). Блеск и цвет древесины зависят не только от ее природных свойств, но и от условий освещения. При повороте поверхности древесины по отношению к источнику света или при перемещении зрителя наблюдаются переливы светотени: матовые места становятся блестящими, темные – светлыми, и наоборот, а цвет древесины меняет оттенок, приобретая золотистый или серебристый отлив. Светотеневые переливы – ценное декоративное качество древесины, позволяющее обогатить ее текстуру.
Текстура древесины Текстура – это рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие разрезания элементов ее строения. На характер текстуры влияют: - ширина годичных слоев и степень различия в окраске ранней и поздней зоны годичного слоя; - наличие и размер сердцевинных лучей; - направление волокон от комлевой части к вершине, которое может быть прямолинейным и волнообразным; свилеватость, наблюдающаяся особенно резко в наплывах и капах; - центрическое и эксцентрическое расположение годичных слоев в поперечном сечении. Характер текстуры во многом зависит от того, какая часть дерева взята для раскроя (стволовая, комлевая или у развилин крупных ветвей и наплывов на стволе), а также от способа получения шпона и направления разреза древесины при строгании или лущении (радиальное, тангенциальное, тангенциально-торцевое). Все многообразие текстур древесины может быть сведено к двенадцати видам. Древесину без выраженного рисунка 1 с поверхностью ровного спокойного цвета, на которой едва заметно направление волокон, имеют черное дерево, груша, липа. Бестекстурные участки шпона можно найти почти в каждой породе. Мелкокрапчатый рисунок 2 получается от разреза сердцевинных лучей. Такой текстурой обладают бук, дуб, чинара. Муаровый рисунок 3 встречается в таких породах, как красное дерево, серый клен, береза (волнистая), древесина которых имеет шелковистый волнообразный отлив. Полосатый рисунок 4 характерен для красного дерева, ореха, палисандра. Текстура древесины состоит из узких или широких темных полос, получаемых при радиальной плоскости разреза. Волнистый рисунок 5 иногда получается вследствие специфических условий роста дерева, но чаще создается искусственно. V-образный рисунок 6 – это рисунок с расходящимися от основания полосами, он получается вследствие тангенциального разреза годичных слоев и характерен для всех пород с различной окраской ранней и поздней древесины. Криволинейный рисунок 7 является следствием ненормальных условий роста дерева (искривление ствола, образование нароста) и получается при тангенциальном разрезе таких пород, как орех, карагач, ясень. Листообразный рисунок 8 получается при тангенциальном разрезе дерева вблизи разветвлений. Сучковатый рисунок 9 дают породы с большим количеством сучков, например акация, сосна, ель. Раковинный рисунок 10 встречается в комлевой части дерева и у развилин таких пород, как кавказский орех, карагач, ясень. На относительно ровной поверхности древесины попадаются раковины с перепутанным рисунком линий и темными пятнами. Рисунок «птичий глаз» 11 представляет собой отдельно разбросанные раковины с пятнами разных размеров, обвитые перепутанными линиями. Текстура «птичий глаз» получается от непроросших почек, образовавшихся под корой у таких пород, как клен, ясень, карельская береза, украинский тополь. Наплывные рисунки 12 – самые живописные, они обладают высокими декоративными качествами. Капы и наплывы дают сплошной рисунок из перепутанных линий и пятен.
Имитация фактуры дерева: Материалы и инструменты: бумага (формат может быть любой); жесткие плоские кисти № 24-30; акварельные краски или гуашь; поролоновые губки. Лист бумаги прикрепляем кнопками к фанерному планшету или к плотному картону. После этого кистью наносим на бумагу краски нужного цвета и тона (акварель или гуашь умеренной густоты). Затем в зависимости от изображаемой фигуры (крупная или мелкая) подбираем поролоновую губку определенной зернистости (пористости), прикладываем ее гранью к поверхности листа, слегка прижимаем и протягиваем по нанесенному колеру (растягиваем его). След после губки должен дать необходимую фактуру, то есть рисунок, а движение губки – влево, вправо, прямо – дает направление волокон дерева. По колеру можно проводить несколько раз (если бумага качественная и ее поверхность не нарушается), пока не добьемся четкости рисунка и хорошего цветового сочетания. Для светлых тонов дерева основой является светлая охра, в нее добавляем немного красной, зеленоватой или коричневой краски. Основа для темных тонов дерева – коричневые цвета с добавлением красных, синих и фиолетовых. Чтобы ясно представить себе, какими должны быть соотношения цветов и характер рисунка того или иного дерева, нужно иметь перед собой образец настоящего дерева, которое надо изобразить. Растягивать колер можно не только поролоновой губкой, но и жесткой кистью. Растягивая краску, кисть тоже оставляет след, как бы образующий волокна дерева. Кистью можно более эффектно передать сучки, заплывы. Если нужно изобразить полированное дерево, необходимо добавить в колер клей ПВА или после того, как краска высохла, дважды покрыть ее бесцветным лаком. Имитация фактуры древесины Имитация фактуры древесины
Имитация фактуры древесины Имитация фактуры древесины без выраженного
Камень. Гранит (итал. Granito, латинское granum – зерно) – глубинная магматическая горная порода. Ценный строительный материал. Мрамор (греческое marmaros блестящий) – кристаллическая горная порода. Ценный скульптурный и отделочный материал. Имитация фактуры камня: Материалы и инструменты: бумага; художественные масляные краски и их разбавители; большие ванночки для воды; широкие кисти № 18-20, лучше колонковые. Имитация этих материалов немного сложнее, чем имитация кожи и ткани. Тут нужна сноровка, чувство меры и знание материала, который имитируется. Лучше всего иметь подлинные образцы. Образец не только показывает рисунок, по нему видно, сколько какой краски требуется для смешивания. Масляные краски выпускаются в полужидком виде в оловянных тюбиках или жестяных банках. Краски эти непрозрачны и накладываются на поверхность густым слоем. Связующим веществом в них и разбавителями являются растительные масла: льняное, ореховое, подсолнечное и другие, а также олифа или специальные растворители, выпускаемые под номерами. Растворители и масла можно заменить керосином, предварительно пропустив его через слой ваты, или скипидаром. Разводят масляные краски скипидаром или специальным растворителем для масляных красок в баночках. Каждая краска разводится отдельно. Приготовив краски, наливаем в фотованночку чуть теплую воду. Если нужно имитировать красный гранит с синими и желтыми прожилками, за основу берем красную краску. Разведя основной цвет, выливаем его в ванночку с водой. Этот колер сразу же расплывается по поверхности отдельными пятнами и полосами. Далее разводим дополнительные цвета – синий и желтый – и тоже выливаем в ванночку. Цвета эти не смешиваются, они плавают параллельно друг другу, образуя определенный рисунок. После этого берем лист бумаги и либо протягиваем плоскостью листа по поверхности расплывшихся красок в ванночке, либо спокойно прикладываем лист и поднимаем его. Бумага забирает на себя краску, и на ней образуется определенная цветовая гамма с рисунком фактуры данного материала. Все зависит от пропорционального соотношения цветовых пятен, характерных для того или иного камня, от умения забрать из ванночки краски на бумагу. Желательно иметь перед глазами образцы гранита, мрамора, яшмы и т. д. или рисунки этих образцов. Наблюдать и зарисовать или сфотографировать их можно в краеведческих и археологических музеях. Для мрамора характерна текучесть рисунка, поэтому, когда нужный колер уже в ванночке, можно даже слегка помешать его палочкой. Рисунок гранита более зернистый, поэтому колер в ванночку нужно не выливать, а вносить каплями либо резко размешать его, чтобы разбить краску на мелкие пятнышки. Лист бумаги прикладываем к поверхности и поднимаем, а не протягиваем по ней.
Имитация фактуры камней Имитация фактуры камней
Имитация фактура камней
Стекло. Стекло – твердый, аморфный, прозрачный материал, полученный при остывании расплава, содержащего стеклообразующие компоненты (оксид кремния, алюминия и т.д.) и оксиды металлов (калия, свинца и т.д.). Производство стекла возникло в Древнем Египте около 4000 лет до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием, отливкой. За 3-4 тыс. лет до н. э. производство стекла было известно египтянам и обитателям Месопотамии. В этот период стекольные изделия изготовлялись путем пластического формования и прессования. Значительно развивалось стеклоделие с IХ в. н. э. в Венеции, которая была мировым центром стеклоделия до ХVII в. Венецианские стеклянные изделия, отличавшиеся большой художественной ценностью, проникают в другие страны Европы и Ближнего Востока. В России первый стеклянный завод был создан в 1635 г. близ г. Воскресенска в местечке Духанино. В 1752 г. М. В. Ломоносов организовал производство разноцветных стекол и художественных изделий из них. Стекло в архитектуре является не только светопропускающим материалом, но и средством декоративной отделки зданий. Одним из весьма распространенных приемов использования стекла в архитектуре явилось витражное искусство. Большое развитие в архитектуре витраж получил в странах Западной Европы в ХIII-ХV вв. Готические соборы, замки феодалов, ратуши того времени украшались различного вида витражами. Широко распространенным монументально декоративным приемом использования стекла в архитектуре является стеклянная мозаика. Стекло для мозаичного покрытия полов применялось еще в Древнем Риме. Образцы цветных мозаичных плиток различной геометрической формы были применены для покрытия полов в Софийском соборе в Киеве, в Михайловском соборе в Переяславле (Хмельницком). По производству цветных смальт как для покрытия стен, так и для картинных мозаик Киевская Русь в ХI-ХII вв. превосходила Византию и Западную Европу. Имитация стекла: Материалы и инструменты: гуашь, аэрограф, бумага (ватман), рейсфедер, линейка. Развести гуашь серого, светло-голубого, серо-зеленого или других цветов оттенка стекла. Подготовить бумагу и заправить аэрограф. Закрыть прямоугольник бумаги на первый раз ровным цветом. Развести гуашь этого же цвета, но более насыщенного. На второй раз покрыть прямоугольник: с угла оставить один угол светлым и другой уплотнить цветом с постепенным переходом от светлого к темному. Одним из вариантов передачи фактуры стекла является прием, когда уже по подготовленной основе, то есть покрытой основным тоном бумаге, под углом, с помощью рейсфедера, заправленного белой гуашью, проводят под линейку множество линий, обозначающих блик на стекле. (Это множество линий можно отвлеченно сравнить с зигзагом молнии). Вариантом передачи фактуры стекла является отмывка.
Имитация фактуры стекла
Металл. Металлы (от греч. Metallon – шахта, рудник) – вещества, обладающие специфическим блеском, ковкостью, тягучестью, хорошо проводящие тепло и электричество. Известно свыше 80 простых веществ и очень большое число сплавов. Имитация металлов: Материалы и инструменты: гуашь, аэрограф, бумага, рейсфедер, линейка, плоская кисть для гуаши. Чаще всего металл в интерьере используется на предметах имеющих цилиндрическую, круглую, коническую поверхность. К примеру, ножки стола, стула, кровати, элемент светильника, чайник и тому подобные предметы. Поэтому задача передачи фактуры материала сводится к нахождению точного места блика, который передает блеск материала. Для упражнения необходимо подготовить гуашь с подходящим цветом. Это могут быть черная, светло-серая, серо-зеленая, серо-голубая и другие краски. С помощью аэрографа или кисти нанести разведенную гуашь на бумагу ровным слоем. На место, определенное для блика с помощью аэрографа или кистью нанести строго вертикальные или горизонтальные полосы белой гуашью. На небольшом расстоянии от блика с обеих сторон нанести несколько полос более узких, с помощью аэрографа, используя трафарет, либо рейсфедером под линейку белой гуашью. Имитация фактуры металлов Пластмасса. Пластмассы – материалы на основе природных или синтетических полимеров, способные под влиянием нагревания и давления формоваться и затем устойчиво сохранять приданную им форму. Пластические массы хорошо окрашиваются в любые цвета. На поверхности пластмасс могут быть нанесены любые цветные рисунки, которые в процессе изготовления изделий покрываются прозрачной и прочной пленкой. Пластмассы можно относительно легко перерабатывать в изделия разной конфигурации без отходов. Основными методами переработки пластмасс являются литье под давлением, формование. Имитация пластмассы: Материалы и инструменты: бумага; кисти жесткие плоские № 24-30; акварельные краски или гуашь; поролоновые губки; клей ПВА. Для изображения пластмасс разводим краску до нужной густоты и добавляем в нее клей ПВА. Краску наносим на поверхность листа бумаги и растираем широкой жесткой кистью. Затем на этом фоне для имитации прожилок добавляем краску другого цвета, который гармонирует с основным. Для достижения полного сходства нужно иметь образец пластмассы. Подождав, пока краска высохнет, вырезаем образец нужного размера в самом удачном месте. Имитация фактуры пластмассы
|