I вопрос ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ6РАССЕЛЕНИЕ, ЗАНЯТИЯ, СОЦ. УСТРОЙСТВО.
I вопрос ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ6РАССЕЛЕНИЕ, ЗАНЯТИЯ, СОЦ. УСТРОЙСТВО. Сславяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной праславян была территория – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Праславянский язык начал складываться в середине I века до н.э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н.э.), славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. В Восточной Европе славяне столкнулись с балтами и финно-угорскими народами, которых они частично ассимилировали. Восточные славяне - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В 6 веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. О ранней истории восточных славян известно мало, т.к. отсутствовала собственная письменность. Отрывочные сведения дают византийские и восточные письменные источники. В процессе расселения восточных славян по восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «повести временных лет» говориться о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие. На ранних этапах развития ведение хозяйства требовало огромных затрат труда, которые под силу были только большому коллективу людей. Поэтому решающую роль в жизни древнерусского народа играла община, или мир. Восточные славяне жили родовой общиной, основы которой составляли родственные связи между общинниками. У каждого рода были своя территория, свой уклад жизни, свои особенности в ведении хозяйства. Во главе рода стоял старейшина. Совершенствование орудий труда привело к производству прибавочного продукта, а его накопление - к развитию обмена между отдельными членами общины. Этот объективный исторический процесс привел к дифференциации общества, возрастанию имущественного неравенства, социальной градации. Появлению новых социальных, групп способствовали и военные походы славян - захват добычи,' грабежи, встречи с другими народами. К моменту образования государства (VIII-IX вв на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Теперь общинников объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь – личные; луга, леса, пастбища, водоемы и т.д. – общие. Пахотные земли и покосы подлежали разделу между семьями общины. Основную массу поселения составляли свободные общинники, однако у восточных славян были и рабы - захваченные на войне пленники. Но принципиального различия между свободными общинниками и рабами не было; рабство носило патриархальный характер.
|