Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономия речевых средств




18) Судебная речь, ее цель, предмет. Композиция судебной речи.

 

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь. Прежде всего судебная речь ограничена сферой употребления – это узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде.

Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет - это определенная сторона, часть действительности которую характеризует оратор (то деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности), материал - это факты, дающие основание конкретно говорить об избранном предмете (обстоятельства, связанные с конкретным преступлением, факты, доказательства). Цель судебной речи – убедительно, аргументированно воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей.

Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Композиция судебной речи

«Композиция есть логика развития речи». А.Ф. Кони

Вступление

 вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории;

 установить взаимопонимание и доверие;

 подготовить аудиторию к восприятию речи

 

• «Надо начать с неожиданного или с того, на чём к концу судебного следствия сосредоточилось общее внимание, что представляется таинственным или кажется лучшим ключом к разгадке дела».

• «Скажите точно, в чём обвиняете подсудимого, определите точно, о чём вам приходится спорить, установите твёрдо и отчётливо нужные вам факты». П. Сергеич

• во вступлении должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь

• оно должно быть связано с главной частью

• не должно быть длинным

• должно гармонировать с основной частью речи

Основная часть

Основная часть состоит из:

Утверждение - приводятся доказательства, расположенные в определенном порядке. Одно веское доказательство в речи имеет несравненно больше значения, чем несколько доказательств посредственных.

Возражение - возражение противнику заключается в опровержении его доказательств. В возражении наиболее сказывается умение оратора логично рассуждать, чтобы оспорить выводы, к которым пришел оппонент.

• изложение фактических обстоятельств преступления

• анализ и оценка собранных по делу доказательств

• характеристика личности подсудимого и потерпевшего

• обоснование квалификации преступления

• соображения о мере наказания

• рассмотрение вопросов, связанных с возмещением причинённого материального ущерба

• анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению

Заключительная часть

Заключение преследует две цели: окончательно убедить судей или присяжных и воздействовать на их чувства. Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться им с оратором или нет.

«Конец речи должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего». А.Ф. Кони

• кратко формулируются итоги судебного процесса.

• указывается на результаты преступной деятельности.

• рисуется картина преступления, если это не было сделано во вступлении.

• указывается на те уроки, которые должны быть извлечены из данного дела.

• подчеркивается значение приговора, общественная опасность преступления.

 

19) Виды невербальных сигналов, их роль в общении.

Невербальные сигналы - материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников фиксированный, закреплённый данной культурой смысл.

-конгруэнтные (слова человека соответствуют его действиям)

-неконгруэнтные (несоответствие в поведении человека, когда вербальные и невербальные сигналы не совпадают)

Невербальные знаки

• Знаки языка телодвижений

• Знаки организации пространства общения

• Знаки отсутствия говорения

Симптомы – невербальные явления, бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения.

Символы – невербальные явления, являющиеся носителями социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определённым предметам, действиям или явлениям.

Функции невербальных сигналов:

- показывают позицию собеседника

- помогают взаимодействию общающихся

- показывают реакцию собеседника на ваши слова

- показывают эмоциональное состояние

- помогает предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу

- предупреждает о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата

 

20) Кинетические паралингвистические средства

 

Кинетические паралингвистические средства – язык телодвижений

Виды:

Жест

Коммуникативные (приветствие, запрет, внимание, отрицание)

Модальные – оценка и отношение (одобрение, доверие)

Описательные – имеют смысл только в контексте речи

Механические нередко отвлекают внимание от содержания речи, мешают ее восприятию. Как правило они говорят о волнении говорящего.

 

Произвольные жесты- сознательно, непроизвольные- бессознательно. От назначения жесты делят на: ритмические- подчеркивают логические ударение в тексте.

Эмоциональные- передают чувства говорящего.

Указательные- ориентация собеседника в пространстве

Изобразительные- наибольшее воздействие (показать, как человек замерз)

Символические или риторические- акценты на тексте.

Нельзя рассматривать отдельно жесты, надо смотреть все вместе.

 

Поза- положение, занимаемое говорящим, притворство.

Психолог Шелфен первым заметил роль позы как невербальное средство.

Это расположение говори или о закрытости, или открытости говорящего к собеседнику. Закрытая поза- недоверие, треть информации не воспринимается.

Открытая поза- поза доверия и согласия.

 

Мимика- движение лицевых мышц, выражающих коммуникативное намерение собеседника. При неподвижном лице теряется 15% информации. Главные характеристики мимики- динамичность и целостность.

Визуальный контакт также исключительно важен. Смотреть на говорящего- сосредоточить внимание, показать заинтересованность.

Взгляд

Взгляд- наибольший раздражитель. Деловой- фиксация у лба говорящего, деловая атмосфера. Социальный- глаза и подбородок говорящего, создание непринужденного, светского разговора. Взгляд искоса- интерес или враждебности.

Проксемика – пространственное расположение участников общения в зависимости от близости зоны.

Виды зон

Интимная - 15-45 см- самые близкие

Личная – 45-120см- друзья, коллеги

Социальная 120-400 см – официальные встречи

Публичная – более 400 см

Вербальные и невербальные средства общения должны соответствовать цели беседы, ее форму. У разных народов свое отношение к мимике, жестам и тд.

21) Деловое общение и его принципы

Деловое общение – межличностное общение с целью организации и оптимизации определенной сферы предметной деятельности

Принципы

§ Регламентированность – подчинение установленным правилам и ограничениям. (деловой этикет, ограниченность временным пределом)

§ Строгое соблюдение ролевого амплуа + субординация

§ Повышенная ответственность участников за результат

§ Выбор определенного набора речевых средств

22) Техника речи

Техника речи – раздел риторики , исследующий звуковую сторону речи (голос, интонация, дикция)

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения\понижения тона при произнесении, манера произношения слов.

Составляющие:

- тембр голоса

- паузы

- логическое (фразовое) ударение

- темп речи

Внешняя техника речи – включает в себя характеристику голоса и дикцию.

Голос:

Сила звука – динамический диапазон голоса (запас силы голоса)

Посыл звука – способность достигать нужной точки

Подвижность, гибкость голоса – звуковысотный диапазон

Тембр голоса - звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Полетность звука – способность выделяться (не смешиваться) на фоне других звуков и шумов.

Выносливость – степень утомляемости голоса в момент выступления

Функции голоса

- позволяет услышать речь

- позволяет понять речь

Дикция-ясное, четкое произношение звуков, слогов, слов, соответствующее фонетическим нормам современного литературного языка.

Артикуляционная точность- точная координация действия речевых органов при произнесении звуков

Внутренняя техника речи – средство эмоционально-волевой регуляции и самовоспитания

Составляющие: внимание, воля, воображение, память.

 

23)Функции руководителя дискуссии:

Ø Ясная четкая формулировка темы (проблемы) и цели дискуссии

Ø Формирование заинтересованности участников

Ø Проверка понимания проблемы участниками

Ø Разделение проблемы на этапы (задачи)

Ø Установление регламента

Ø Определение точек зрения участников , выделение и запись главного

Ø Соблюдение очередности этапов +пресечение отклонений от темы

Ø Активизация пассивных участников

Ø Помощь в достижении компромисса

Ø Подведение итогов

Ø Выделение вклада каждого и подчеркивание значимости работы команды

24)Соотношение цели и результата дискуссии

Цель дискуссии:







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 496. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия