Проекция. Проекция лежит в основе очень многих человеческих чувств, например, чувства неприязни
Проекция лежит в основе очень многих человеческих чувств, например, чувства неприязни. Чаще всего неприязнь одного человека к другому строится по механизму проекции: человек не принимает в себе каких-то качеств – реальных или мифических – и переадресовывает эти неприятные качества другому. Тогда у другого он видит именно эти качества и не любит его именно за них, при этом, не обозначая в себе этих качеств на сознательном уровне. Напротив, он считает, что именно этими особенностями он и не обладает, а другой – обладает. В действии механизма проекции часто много агрессии, потому что люди очень сердятся, когда кто-то не позволяет им проецировать себя в них. Сколько возникает стычек между родителями и детьми именно по этой причине. «Если ты – моя дочь, то ты – это я, а мне нравится вот это, это и это. И тебе должно нравиться то же самое». Механизм проекции является одним из базисных механизмов в гештальт-психологии. Основатель этого психологического направления Фриц Перле считал этот механизм одним из самых главных в возникновении невротических расстройств. Но механизм проекции не всегда грубо искажает картину мира и взаимодействия людей. Все дело в том, что в мире существует достаточное количество людей со сходной картиной мира или с аморфной картиной мира. Культура – во многом использование механизма проекции. Когда человек предлагает свой мир в качестве одного возможного образца мира людей, и чем талантливее человек, чем ближе понимание ему мира людей и самого себя, тем больше он находит людей, которые могут сказать, что это тоже их мир. Что такое творчество писателя? Это картина мира одного человека, спроецированная на картину мира других людей. Кроме того, механизм проекции – это один из способов преодоления одиночества, которое является одной из общечеловеческих проблем. С этой проблемой работают по-разному, но два основных варианта работы таковы. 1. Одиночество – есть оптимальная форма существования человека, нельзя из-за него страдать, переживать и мучиться, нужно стремиться к одиночеству. Это – идея максимального блага отшельничества: не пытаться преодолеть одиночество, а принять это и уйти в это. 2. Одиночество преодолимо, человек может всегда найти путь к людям, всегда может стать неодиноким, и, наконец, человек может найти лазейку к миру не через людей, а через животных, через книги или искусство, через обращение к религии. Изоляция Это – механизм, с помощью которого человек как бы выделяет из себя то, что является для него травмирующим, отделяя одну часть своей личности, которую он полностью принимает, от другой, которой он не принимает. Классическим примером изоляции является вся фабула знаменитой повести Стивенсона «История мистера Джекила и доктора Хайда», где днем этот человек был нравственным, гуманным врачом, а ночью он превращался в злобного бандита и убийцу, и эти два человека не встречаются. Один не подозревает о существовании другого. В основе механизма изоляции лежит случай так называемого «невротического расщепления личности» (не психотического, которое наблюдается у больных шизофренией) не на уровне глубоких расстройств – психозов, а на более легком уровне – на уровне неврозов Механизм изоляции часто проявляется у детей, когда они попадают в тяжелую для них ситуацию. Этот механизм лежит в основе фантастических детских историй, рассказываемых родителям. Трехлетняя девочка, играя, разбивает чашку, которой все в доме дорожат. Она сильно переживает. Когда появляются родители, девочка «превращается» в кролика и говорит, что она – заблудившийся кролик, она скребется в дверь и тихим, заячьим голоском просит: «Пустите меня, я – маленький заблудившийся кролик. Я голодный, я бедный, я у вас буду жить, я не буду (и дальше девочка перечисляет все, что она сделала за день) разбивать чашку, как делает это плохая девочка (и называет свое имя), я не буду рисовать на шкафу фломастером...» Она изолировала себя от плохой девочки и теперь спокойно рассказывает про то, что натворила сама. И этот заблудившийся кролик функционирует один-два часа, а к тому времени, когда проблема разбитой чашки уже исчерпана, превращается опять в озорную девочку.
|