Глава V.Самопознание. Сущность самопознания и его необходимость.
«Самомнение отнимает у человека большую часть того, чем он есть» (Григорий Богослов) «Как редко мы занимаемся самонаблюдением. Как мало мы знаем самих себя» «Исследуйте себя внимательно» (Соф. 2, 1). «Себе искушайте, аще в вере» (2 Кор. 13, 5).
Самопознание в жизни каждого человека имеет очень большое значение. Еще греческий философ Сократ говорил: «Познай себя самого». В Св. Писании, как Ветхого Завета, так и Нового Завета, самопознанию придается важное значение. «Больше всего хранимаго храни сердце твое, потому что из него источники жизни» - говорится в притчах Соломона (Притч. 4, 23). «Испытаем и исследуем пути свои» - говорит также пророк Иеремия (Плач Иер. 3, 49). Христос обличал своих учеников в недостатке самопознания: «Не знаете, какого вы духа есте» (Лук. 9, 55) и еще (Мат. 7, 3-5). Апостол Павел так же убеждал христиан в необходимости и важности испытания самих себя (2 Кор. 13, 5-6) и (1 Кор. 11, 28) и (Гал. 6, 3-4). Кроме того, апостол Павел раскрывает нам сложный психологический процесс, совершающийся в душе каждого человека, о котором многие, даже проповедники, и не подозревают, что совершается в их душе. Апостол Павел писал к римлянам (Рим. 7): «Не еже-бо хощу, сие творю, но еже ненавижду, то соделоваю … Не еже-бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие соделоваю». Эта борьба между добром и злом, между хотением и деланием, между духом и телом, этот сложный психологический процесс красной нитью проходит через всю историю человечества. В нас самих постоянно и непрерывно сменяется великое и ничтожное, высокое и низкое. Высокие стремления духа и грубые потребности тела. Страсти, унижающие нас до скотоподобия, и движения духа, уносящие нас в премирный ангельский мир. Сердце человека – вечная борьба добра и зла. Весы добра и зла непрерывно колеблются то в ту, то в другую сторону. Велика сила греха и могуча она. Властно захватывает человека и ввергает его в бездну погибели. Вот страсть постепенно завладела душой человека и, кажется, нет ему выхода из тины греха и никакая сила не может спасти его душу. Но где-то далеко, далеко в самой глубине сердца сначала робко, как бы неслышно, но потом все настойчивее говорит голос совести – голос Божий о жизни другой, жизни забытой, покинутой и начинается борьба добра со злом. Как бы человек низко ни пал, образ Божий всегда в нем сияет под толщей грехов и страстей, как под пеплом угля всегда находится горящая искра, стоит только вздуть пепел и она разгорится в яркий огонек. В душе человека сокрыта, как искра под пеплом, сокровищница добрых начинаний, которые нужно только возбудить, вызвать к жизни, воспитать. «В себя же пришед» (Лук. 15, 17), - говорится про евангельского блудного сына. Он, казалось, погиб, погиб безвозвратно, погиб навсегда для вечной жизни. Но только, к счастью, казалось. В нем блеснула искорка, сокрытая под слоем пороков, и свет ее озарил его сознание, и он сознал свое духовное убожество, увидел глубину своего падения, увидел мерзость и пустоту своей жизни, немощь своей природы и воззвал к Богу живому и Крепкому. В нем совершился переворот. Явилось желание начать жизнь новую, лучшую, жизнь без греха. Но природа человека не желает подчиняться духу, она властно заговорила о себе, своих правах, и вот возгорается борьба, страшная борьба между духом и плотию, между хотением духа и желанием плоти, и борьба эта упорно будет вестись на всем протяжении его новой благодатной жизни. Кто достиг даже до высоких степеней святости, и тот не лишен борьбы со своей природой и ему всегда грозит возможность падения. С высоты подвигов, с высоты парения над землею человек низвергается в бездну греха, чтобы опять и опять снова начинать свое восхождение по ступеням совершенства среди борьбы со злыми наклонностями своей природы. Такова природа человека! Но как мало мы знаем ее. Как мы мало знаем самих себя. Как мало знаем свою собственную природу. Между тем, именно, проповеднику то и надобно знать, прежде всего, ему самому, этот сложный психологический процесс, совершающийся в душе каждого человека и его самого, проповедника. Получается, что знание природы человеческой – величайшая ценность. Только знание жизни души, ее законов даст проповеднику могучее и величайшее средство влияния на духовную сущность человека, возрождать души других и приводить их ко Христу. Пастырь-проповедник должен знать могучую власть греха над человеком, часто заманчивую его сладость, его обаяние, когда человек помимо своей воли совершает то, чего он сам не хочет. Ему необходимо познание и средств борьбы со грехом, путей нравственного возрождения, ступеней духовного возрастания. Через собственный опыт он постигает, что совершается в душе каждого человека. В святоотеческой литературе вопросу о самопознании придается весьма серьезное и важное значение. Так, преподобный Макарий Египетский пишет: «егда убо узрит Господь кого сим путем ходяща, и тако себе самому внемлюща, и служити Ему со страхом и трепетом всегда готова суща, посылает тому помощь от благодати Своея». (Слово о возвышении ума. Гл. III). Св. Григорий Богослов говорит: «познай себя самого, из чего и каким сотворен ты, доблестный мой, и через сие удобно достигнешь красоты первообраза». (Т. IV, стр. 360). «Самомнение, - говорит в другом месте тот же св. отец, - отнимает у человека большую часть того, что он есть, и что тщеславие бывает для людей величайшим препятствием к добродетели». (Т. I, стр. 48). В этой борьбе проповедник опытно познает свои силы, опытно познает силу греха, видит глубину падений, определяет свое духовное содержание, находит самого себя, самоопределяется. Необходимость этой поверки, необходимость постоянного бодрствования над собою весьма ясна и понятна. Глубокое самоиспытание и самоуглубление, анализ своих душевных качеств, беспристрастная и беспощадная критика своих чувств, мыслей, приведет пастыря-проповедника к познанию самого себя, поможет ему найти себя, определить свое духовное содержание. Оно неминуемо приведет пастыря к сознанию своей немощи, греховности и недостоинства.
|