Глава III.Благодатный характер проповеди Иисуса Христа.
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (Иоанн, 2,20-27) . «Да будет на нем (слове) Единого Божества единое озарение» (Гр. Богослов). «Как тело питается яствами,а душа словом» (Ис. 58,1).
Однажды Иисус Христос в Назаретской синагоге, прочитав книгу пророка Исаии, сказал: «Дух Господень на Мне, Его же ради помазания благовестити нищим» (Лук. 4,18). «Помазал», т.е. выделил на особое служение. «Помазание» - символ особого избрания Божия, сообщения особых даров для исправления особых служений, как, например, служения священнического, прохождения служения проповеднического, ибо благовествование слова Божия есть, по апостолу, «священнодействие» (Рим. 15,16). Первым делом, в каждой проповеди должно чувствоваться это благодатное помазание Св. Духа, эта благодать и дух Евангелия. Если проповедник будет постоянно стараться иметь в себе молитвенное настроение и всегда проникаться духом благодати Евангелия, по апостолу, не будет не радеть о пребывающем в нем даре (1 Тим. 4, 14), но будет возгревать его (2 Тим. 1, 6), то и в проповеди его всегда будет чувствоваться это благодатное помазание, этот благодатный дух Евангелия, тогда и она будет иметь величайшее значение и влияние на служителей и сильно и властно покорять сердца их благодати Духа Святаго. «Мы призваны возрождать духовных детей не мирским словом, а словом Божиим. Мы будем возрождать своих детей только тогда, когда будем хранить в себе благодатное помазание, которое учит всему» (1 Инн. 2, 27). «Насыщенное таким духовным богатством пастырское благовествование станет силой, способной ввести людей в Царство Небесное», - пишет митрополит Варфоломей в Ж.М.П. в № 6, 1951 г. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у Святых апостолов и после них у всех влиятельных учителей, говоривших от того, как Дух им давал провещавать. Это дар Божий, стяжаемый над сердечным жизненным усвоением истины. Где это совершается, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу, тут и власть слова над душами. (Еп. Феофан). «Никогда человек не говорил так, как этот Человек». (Иоанн. 7, 47). «Бе бо учай, яко власть имый, а не яко же книжники». (Марк. 1, 22). Далее Иисус Христос говорил, «как власть имущий, а не как книжники и фарисеи». Его слова были полны благодати, власти, силы непреодолимой, вызывавших удивление со стороны слушателей. Его слово, как слово Сына Божия, было, по сознанию самих слушателей, со властью, покоряющею дух человека силе Божией, а не таково, как слово книжников и фарисеев. (Мр. 1, 22). Народ удивлялся свободе Его речи, пророки говорили: «Это Господь говорит», а Христос: «Я говорю вам». Слушая мертвое слово своих учителей, каковы были фарисеи, галилеяне были чрезвычайно удивлены, когда услышали живое слово Иисуса; те говорили, как рабы закона, а Иисус, как власть имеющий. Книжники и фарисеи исказили смысл закона, сами не понимали его, и потому не убежденно и не убедительно говорили. Книжники читали и «считали» буквы и слова и не умели уловить вложенную в них силу духа и истины. Они исполняли закон механически, их мысль была прикована к закону внешней праведности, и не видели важнейшего в законе: духа и силы (Корм. 264). Они говорили от научности, поэтому не давалась им такая сила, т.е. дух и сила. (Барсов. 455). Иисус же говорил свое, то, что слышал от Отца своего, а потому говорил властно, убежденно, убедительно. Понятно, какое сильное впечатление производила Его речь на не предубежденных слушателей. Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило внутрь и связывало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. (Феоф.). Слово Его было со властью, покоряющею дух человека силе Божией. (Мр. 1, 22). Вот основа и сущность евангельской проповеди – величайший образец духовного красноречия для всех времен. Из нее, как из корня, должна постепенно вырастать и развиваться вся проповедь, все ее положения, характеризующие ее как единое стройное церковное строение. Во-вторых, проповедник должен твердо знать, при каких же условиях можно достигнуть и развить в проповеди то, чтобы проповедь имела благодатное влияние на сердца слушателей, силу и власть покорять их Слову Божию. Проповедь не есть рядовое словесное произведение, не есть какой-либо обычный трактат. Проповедь должна иметь свой, собственный, ей только присущий закон, ему подчиняться, ему только следовать, им управляться. Ведь проповедь, прежде всего, имеет в виду духовную сущность человека, его душу, на нее хочет влиять, ее воспитывать, ее дисциплинировать, чтобы от внутренне развитых душевных качеств вытекали, как уже следствия, и все внешние поступки человека, чтобы духовная жизнь человека служила базой, основой для внешней жизни человека. Богата, содержательна духовная жизнь человека, - богата и внешняя сторона его деятельности. Замерла, оскудела духовная сущность, - замер человек. Жизнь каждый день дает нам наглядный пример этого положения. Сколь глубоко жизненны, психологически верны слова Спасителя: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а зло человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста». (Лук. 6, 45). Итак, какие же это законы, положения проповеди, чтобы проповедник мог развить эти вечные образцы Евангельской проповеди и мог достигнуть в своей проповеднической деятельности успехов. Одно из основных положений проповеди – это постоянное молитвенное настроение проповедника. Без молитвы нет жизни, нет и проповеди. Второе основное положение – это убежденность проповедника в проповедуемой им истине. Проповедник, сам не переживая и не перечувствовав тех истин, о которых говорит будет говорить отвлеченно, сухо, деланно, не убедительно. Чтобы заговорить языком живым для живых людей, заговорить убежденно и убедительно, сильно и властно, надобно быть твердо убежденным в проповедуемой истине. Важнейший элемент проповеди – это психологический ее характер. Сюда входит, во-первых, самопознание. Без самопознания проповеднику проповедь будет непонятна, отвлеченна, так как опытно не пережив движений души, он будет говорить со слов других, что всегда надобно избегать в проповеди. Во-вторых, сюда входит знакомство с психологией аскетов подвижников. Это знание имеет великое значение для проповедников. Изучение этой психологии даст им весьма ценный материал – знание всех душевных явлений, даст им большую опытность подхода к чужой душе, знание всех ее переживаний, явлений, всех ее изгибов, а отсюда проповедь такого проповедника будет иметь великое влияние на души слушателей. Великое значение, далее, в деле проповедничества имеет сама жизнь проповедника. Проповедуй своей жизнью больше, чем на словах. Святые отцы придавали большое значение проповеди своей жизнью проповедника. Далее, «благовестие требует большого труда», говорит Иоанн Златоуст. Учение святых отцов о духовном красноречии в служении слова. Не менее важное значение имеет в деле проповедничества выступление проповедника на кафедру и его там внешнее положение. И, наконец, даются практические советы начинающим проповедникам и заключение с пожеланием неустанно трудиться на ниве Христовой, исполнять, воплощать в жизни все советы проповедникам.
|