Структура и функции социологии.
Структура социологии:
· Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития). · Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).
· Микросоциология (личности, малые группы изучает). · Макросоциология (социальные институты и общество изучает). · Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).
Функции социологии: 1. Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития. 2. Информационная (перед референдумом 1993 года). 3. Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции). 4. Прогностическая (прогноз кратковременный).
Социология и другие науки. Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному: 1. Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология). 2. Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией… 3. Функционально связана с логикой и языкознанием. 4. Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)). 5. Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.
Отдельные науки:
Вопрос 4 Становление социологии как науки. Основные этапы развития социологии: I. 1840-е – 1880-е годы. Это этап становления социологии. II. 1880-е – 1920-е годы. Этап классической социологии. III. 1930-е – по настоящее время. Современная социология.
Детерминанты этапов: 1. Уровень развития общества. 2. Научные парадигмы (смена их, как меняются…).
Характеристика этапов: I этап – это промышленный капитализм. II этап – монополистический капитализм. III этап – государственно-монополистический и транснациональный капитализм (ГМК и ТНК). Появление социологического общества.
Парадигма – это модель, образец построения научной теории.
I этап. Становление социологии как науки. 1840-е – 1880-е годы. Особенности развития общества на этом этапе: 1) Переход от традиционного общества к промышленному производству. 2) Появление классов буржуазии и пролетариата; 3) Эксплуатация; 4) Капитал; 5) Антагонизм классов. Основные парадигмы. Их две: 1. Позитивизм. 2. Марксизм. Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ). Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер. Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог. Основной вклад: 1) Ввёл термин «социология». 2) Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни; 3) Рассматривал общество как сложную социальную систему; 4) Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики); 5) Основу общества составляет семья; 6) Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.
Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог. Основной вклад: 1. Положил в основу социологии идею эволюции. 2. Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов. 3. Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции. 4. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей. 5. Общество имеет 3 системы органов: а) Поддерживающие (экономика); б) Распределительная (социальная сфера); в) Регулирующая (политическая сфера. 6. Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.
Марксизм. Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно). Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс… Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик. Основной вклад: 1) Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание). 2) Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей. 3) Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения. 4) Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. 5) Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.
Вопрос 5 II этап 1880-е – 1920-е годы. Западная Классическая социология. Изменения в обществе: этап монополистического капитализма, характерны империализм, колониализм и борьба за передел мира. Парадигмы: 1) Социологизм (немного изменённый позитивизм); 2) Антипозитивизм; 3) Психологизм.
Представителем позитивизма был Эмиль Дюркгейм (1858-1917 года жизни). Французский социолог. Основной вклад: 1) Предмет социологии – социальные факты, то есть идеи, нормы, ценности (не все четыре сфера жизни общества, а только социальная, без политической, экономической и культурной). 2) Социальный факты – это особая реальность, которая не зависит от индивида, но способна оказывать на него давление. 3) Обосновал идею общественной солидарности, он считал, что солидарность может быть механической и органической. 4) Основные теории: теория социального реализма; теория разделения труда; теория социальных институтов; теория девиации (отклонения, бывает положительным и отрицательным); теория аномии («номас» по-гречески «закон», «аномия» – беззаконие; бывают 3 состояния: а) старые законы уже не действуют, а новые – ещё; б) законы есть, но люди их не признают; в) законы есть, но поведение людей им не соответствует); теория самоубийства. 5) Исследовал роль коллективного сознания (религию, мораль, право). 6) Развил концепцию религии без бога.
Антипозитивизм. Общество развивается по своим собственным (социальные) законам (О = СЗ). Макс Вебер (1864-1920 годы жизни). Немецкий социолог, социальный философ, историк. Его вклад: 1. Основоположник понимающей социологии. 2. Разработал методологию познания. 3. Предмет социологии – это социальное поведение. 4. Разработал теории: а) Идеальных типов; б) Эмпирической реальности; в) Социального действия; г) Рациональности (бюрократии); д) Генезиса капитализма. 5. Социология права. 6. Политическая социология. 7. Социология религии (протестантская этика). Методология познания Макса Вебера: 1) Использование логических приёмов, которые: · Позволяют делать широкие обобщения; · Дают возможность сводить элементы действительности к их причинам. 2) Оперирование понятиями. 3) Разведение оценочных суждений и теоретический операций.
Задача социологии: понять действительную жизнь в её своеобразии.
Психологическое направление социологии. Сведение социального к психологическому: объяснение всех общественных явлений из психических процессов в индивиде. Представители: Лестер Уорд (основоположник), Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Черльз Кули. Вклад направления: · Общество развивается на основе разумного управления. · Первичные социальные факты – желания индивида или представления людей друг о друге. · Основная историческая сила – «народный дух». Заслуга представителей: Привлекли внимание к проблемам общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием. Габриэль Тард (1843-1904 года жизни). Французский социолог. Его вклад: 1) Задача социологии – в изучении законов подражания; 2) Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний; 3) Объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания. Вопрос 6 (выбери, по возможности, главное) социологическая мысль в россии Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.). На процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций. Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход. Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский. Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются: - натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова); - субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский); - психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти); - плюралистическая (М.М.Ковалевский). На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями: - cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский); - русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий); - религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев). Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству. Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др. Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога. Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968). Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка. В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой». В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса. Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе. На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам. Вопрос 7 III этап развития социологии. С 1930-х годов. Современная социология. Особенности развития общества: · ГМК и ТНК (государственная монополия и транснациональный капитализм). · Сосуществование двух систем: капиталистической и социалистической. · Распад колониальной системы. · Переход к постиндустриальной цивилизации. Основные парадигмы: 1) Структурный функционализм. 2) Конфликтология. 3) Символический интеракционизм. 4) Концепции социального обмена. 5) Постмодернизм.
Структурный функционализм. · Считает, что общество функционально едино. · Все общественные явления функциональны и необходимы. · Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы. · Условие выживания системы – равновесие. · Развитие общества носит эволюционный характер. Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).
Конфликтология. · Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем. · Конфликт выполняет позитивные функции. · Форма регулирования конфликтов – демократическое общество. Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.
Символический интеракционизм. · Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений. · Главная характеристика действий людей – использование символов. · Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия. Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.
Концепция социального обмена. · Человеческое поведение – это функция его платежа. · Социальное действие – это процесс обмена. · Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.
Постмодернизм. Разрабатывает концепции современных общественных систем: · Постиндустриальное общество; · Глобально общество; · Коммуникативное общество. Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер. Особенности современной западной социологии: · Развивается в двух обособленных руслах: 1) Академическая (теоретическая). 2) Прикладная (эмпирическая). · Разделена на два уровня социологических обобщений: 1. Микросоциология. 2. Макросоциология. · Представлена двумя методологическими основами: 1) Социоцентризм (предмет социологии – общество). 2) Человекоцентризм (предмет социологии – поведение). · Имеет два непримиримых научных лагеря: 1. Эволюционизм. 2. Конфликтология. · Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков). · Связана с осознанием глобализации современного мира. · Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам). Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания. Вопрос 10 Эмпирическая (прикладная) социология – это раздел социологии, который изучает общественное мнение. Главным методом эмпирической социологии является социологическое исследование, оно представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность. Для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо: 1) Разработать программу исследования; 2) Разработать инструментарий исследования; 3) Собрать информацию; 4) Обработать информацию; 5) Проанализировать (интерпретировать) информацию.
|