Чтобы лучше понять, каковы взгляды французов и француженок на любовь ибрак, следует прежде вспомнить историю нежных чувств в нашей стране. В нейлегко обнаружить два течения. Первое, мощное течение -- любовь возвышенная. Именно во Франции всредние века родилась куртуазная любовь. Поклонение женщине, желание ейпонравиться, слагая песни и стихи (трубадуры) или совершая подвиги (рыцари),-- неотъемлемые черты элиты французского общества той поры. Ни одналитература не придавала такого значения любви и страсти. Однако наряду с этим течением существовало второе, весьмараспространенное. Его описывает Рабле. Любовь плотская, чувственнаявыступает тут крупным планом. Брак при этом скорее вопрос не чувства, а лишьудобная форма совместной жизни, позволяющая растить детей и блюсти обоюдныеинтересы. У Мольера, например, муж -- немного смешной персонаж, которогожена, если может, обманывает и который сам ищет любовных похождений настороне. В XIX веке господство зажиточной буржуазии, придававшей огромноезначение деньгам и передаче их по наследству, привело к тому, что бракпревратился в сделку, как это видно из книг Бальзака. В таком браке любовьмогла родиться позднее -- в ходе совместной жизни -- из взаимныхобязанностей супругов, вследствие сходства темпераментов, но это несчиталось необходимым. Встречались и удачные браки, возникшие на основетрезвого расчета. Родители и нотариусы договаривались о приданом и обусловиях брачного контракта прежде, чем молодые люди знакомились друг сдругом. Сегодня мы все это переменили. Состояние теперь уже не играетопределяющей роли при выборе спутника жизни, так как образованная жена,которая служит, или муж с хорошей специальностью ценятся несравненно больше,чем приданое, чья стоимость может резко упасть. Возвышенные чувства, тяга кромантической любви -- наследие прошлых веков -- также утратили былоемогущество. Почему? Во-первых, потому, что женщина, добившись равноправия,перестала быть для мужчины недосягаемым, таинственным божеством, а сталатоварищем; во-вторых, потому, что молоденькие девушки теперь немало знают офизической стороне любви и более верно и здраво смотрят на любовь и на брак. Нельзя сказать, что юноши и девушки совсем не стремятся к любви; но ониищут ее в прочном браке. Они с опаской относятся к браку по страстной любви,так как знают -- страсть недолговечна. Во времена Мольера брак знаменовалсобою конец любви. Сегодня он -- лишь ее начало. Удачный союз двоих сегодняболее тесен, чем когда-либо, ибо это одновременно союз плоти, души иинтеллекта. Во времена Бальзака мужа, влюбленного в свою жену, находилисмешным. Сегодня развращенности больше на страницах романов, чем в жизни.Нынешний мир непрост, жизнь требует полной отдачи и от мужчин, и от женщин,а потому все больше и больше брак, скрепленный дружбой, взаимным тяготениеми душевной привязанностью, представляется француженкам лучшим решениемпроблемы любви. Прощайте. __________________________________________________________