Особливості героя та жанру в поемі Байрона „Паломництво Чайльд-Гарольда”.
В 1812 г. Байрон отправился в путешествие по Средиземноморью. Результатом путешествия стала поэма „Паломничество Чайльд-Гарольда”. Это поэма совершенно своеобразного жанра, соединение лирики и эпоса. Чайльд-Гарольд – типичный романтический образбольшой обобщающей силы. Он испытывает величайшее разочарование во всем окружающем, беспросветное уныние, усталость и пресыщение. Поэтич. характеристика разочарованного героя дается в самом начале произведения. Ч.-Г. – юноша, пресыщенный всеми жизненными наслаждениями, испытывающий тоску и одиночество и видящий исход только в забвении или даже в смерти. Нарисовав портрет героя, Байрон переходит к взволнованному изложению своих личных путевых впечатлений. По мере развития поэмы идейный акцент перемещается с изображения Гарольда на изображение борющихся народов Европы. Постепенно поэт забывает о своем герое, образ Гарольда постепенно тускнеет и отступает на задний план. Подлинным героем поэмы становится страдающий и борющийся народ Испании, угнетенный народ Греции. По мере развития поэмы идея свободы в ней становилась ведущей. В высказывания героя поэт вкладывал собственные мысли о борьбе, котор. внесли в произведение новую интонацию надежды. В поэме непрерывно развиваются и переплетаются 2 тенденции: тенденция лирическая, фиксирующая настроения печали и разочарования поэта, и тенденция описательная и обличительная, зовущая к борьбе. Политико-философские размышления Байрона, описания, то, что обычно принято называть отступлениями, значительно важнее в композиции „Ч.-Г.”, чем эпическая часть поэмы, повествующая о странствиях героя. Таковы первые две части поэмы. После большого перерыва Байрон создает 3 и 4 части. В них четко выражена политическая тема. В 3-й песне Байрон говорит о событиях, недавно волновавших Европу: судьбе Наполеона, битве при Ватерлоо и выступает страстным обличителем деспотизма. 4-я песня пронизана волнением за судьбу итальянского народа. В худож. отношении 3 и 4 песни „Ч.-Г.” закрепляют общую тенденцию первых двух песен: лирический элемент здесь, несомненно, преобладает над эпическим. Автор стремится выделить все возвышенное, героическое и драматическое в изображаемых событиях общ. жизни народов. 23. Соотношение юмора и сатиры в романах Диккенса (Художня своєрідність романістики Діккенса (аналіз твору за вибором)) Ч.Диккенс (1812 - 1870) – английский прозаик, творч-во кот-го пронизано глубоким гуманизмом и сочувствием к «маленьким людям» - скромным труже-никам, осуждением бесчеловечности и паразитизма, царящих в обществе. Его наиболее известные произв-я: «Записки Пиквикского клуба» (The Pickwick papers), «Оливер Твист» (Twist), «Николас Никльби» (Nickolas Nickleby), «Лавка древностей» (The old curiosity shop), «Домби и сын» (Domby & Son) и др. В ранних романах Д-са юмор под-держивает положительных персонажей в их борьбе с тяготами жизни, он также помогает читателю поверить в происходящее, каким бы мрачным оно ни было. Очевидно также стремление писателя более глубоко проникнуть в темные и светлые уголки жизни своих героев. В целом ранние произв-я проникнуты оптимизмом и жизнелю-бием. «Записки П. клуба» отличаются обилием различных по характеру опи-саний – от мягкой иронии до колючей, хотя и не злой, сатиры, как, например, в сцене выборов (речи кандидатов Физ-кина и Сламки). С мягким юмором изображен незадачливый «спортсмен» Уинкль, попадающий в нелепые ситуа-ции. В романе много комических момен-тов, диалогов, персонажей. Запомина-ется неистощимая энергия и острословие рассказчика. Читатель не сомневается в гуманистическрм отношении писателя к жизни и чел-ку. В отличие от «Записок П. клуба», в «Оливере Твисте» повест-вование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что все происходящее имеет отношение к цивилизованной Англии. Отрицательные персонажи - носители зла, они изобра-жены гротескно и карикатурно, напри-мер глава воровской шайки Фейгин. Его сообщник Сайкс нарисован более дели-катно: в его портрете – гротеск, карика-тура и поучительный юмор. В после-дующих произведениях усиливается зву-чание соц. сатиры: высмеивается тип сквалыги (Скрудж в «Рождественской песни в прозе»), разоблачается эгоизм и отчужденность человека в обществе, вторжение буржуазных отношений в личную жизнь, семейные связи («Домби и сын»). Герои, как правило, лишаются гротескных и комических черт, свойст-венных героям ранних романов.
24.Особенности повествовательной манеры и образа рассказчика в «Ярмарке тщесла-вия» Теккерей с самого начала своего твор-чества заявил о себе как о «художнике реальной жизни». Как истинный реалист, Теккерей считал, что у кажд персонажа есть собственная логика поведения, которую нельзя изменять прямым авторским вмешательством. Самый известный его роман «Ярмарка тщеславия», название и содержание которого навеяны Теккерею «Путем паломника» Д.Беньяна. В романе 2 сю-жетные линии (жизнь Эмили Седли и Бекки Шарп). Писатель заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не произво-дили впечатление надуманных, неправ-доподобных. В романе множество по-вествовательных линий, характер кото-рых различен: окрашен в лирические, сентиментальные, иронические и резко сатирические тона. Они играют важную роль в романе и несут смысловую на-грузку. Групповые портреты и массовые сцены описаны сатирически (семейство Питта Кроули, особняки аристократов, буржуа из Сити и т.д.). концовка «Ярмарки…» подчеркивает глубину и значительность авторского замысла. У книги есть подзаголовок «Роман без героя». Замысел состоял не в том, чтобы описать великие деяния и крупные фигу-ры изображаемой эпохи. Писатель скорее стремился показать реконструк-ции её социальной психологии, верований, устремлений, жизненных ценнос-тей, норм поведения. В центре повествования у него довольно заурядные герои, но зато такие, о ком можно с уверенностью сказать, что они очень типичны для своего социального круга. Время действия — эпоха наполе-оновских войн, однако исторические события интересуют автора лишь в той мере, в какой ими затронуты частная жизнь и сознание персонажей. Разыг-ранная истор драма важна писателю прежде всего потому, что, не случись её, по-иному сложиласьбы жизнь его геро-ев. Так Теккерей, применяя новаторский художественный принцип, решает одну из вечных проблем литературы — изображение личности в контексте истории. Для него личность представляет собой соединение очень разнородных начал — внутренне конфликтное единство. Основное внимание в романе уделено не индивидуальным качествам персонажей, а социальной среде.
|