Платон (427-347 до н.э.)
Родился в аристократической семье и был типичным представителем «золотой молодежи» античного периода человеческой. В юности Платон познакомился с Сократом и в дальнейшем формировал свои взгляды под влиянием этого философа. В этот период в Греции доминировали Софисты, которые за $ обучали людей искусству ведения спора и отстаивание своей правоты. Истина для них не имела значения. Важнее был сам процесс спора. Сократ придерживался принципиально иных взглядов. Он был беден, но никогда не брал денег с учеников, для него на первом месте была истина и справедливость, отстаивая свои идеалы он не пошел на компромисс с властью, был осужден и казнен. Казнь Сократа потрясла Платона и он надолго покинул Афины, жил в Мегарах, Египет, Южной Италии и Сицилии. В 387 г. до н.э. Платон приобрел рощу в пригороде Афин, именуемую «Академия». Последние 40 лет своей жизни он посвятил работе с учениками, научной работе и литературному творчеству. Именно он первым постарался определить сущность политики, сформулировав ее как искусство управления государством, основными ее трудами являются: · «Государство» · «Политик» · «Законы» · «Критий» Мы можем представить его взгляды следующим образом: 1. Все люди образующие общество делятся на правителей воинов и производителей. 2. Представители каждого должны делать свое дело. 3. Править должны философы. 4. Допуск представителей 3-го сословия к власти равносилен гибели государства. 5. В зависимости от обстоятельств существуют 5 форм государственного устройства: аристократия, тирания, олигархия, тимократия, демократия. Лекция 13.04.12. Анализируя последнее положение, стоит отметить что лучшей формой государственного управления он считал – аристократию, выделяя в ней 2 подвида: · По мнению Платона власть может находится в руках нескольких представителей, которые реализуют ее коллегиально. Это классическая аристократия. · Однако среди аристократов может выделится один наиболее яркий представитель и тогда утверждается монархия. Обе разновидности он оценивал положительно, отмечая, что основу успешного правления составляют нравственные качества правителей. Утрата нравственного совершенства влечет за собой, появление неправильных форма правления: · В случае если философов у власти сменяют воин, то на место разума становится доблесть и утверждает тимократия. · Недовольство их правления влечет за собой переворот и утверждения «демократии» · Избыток свободы, беспорядки, некомпетентность правителей и ряд других присущих этой форме правления недостатков, позволяет утвердится у власти тирану, что по мнению Платона является худшим вариантом развития событий.
|